Новости и события

26 апреля 2016 Сыктывкар

«Вестник иных миров»

Михаил Александрович Врубель, будущий гений русской живописи, родился в 1856 году - в год коронации Александра II. Период творческой активности Врубеля сравнительно невелик – чуть более двадцати лет, но его талант не имеет границ.

Михаил Александрович Врубель учился в Академии у П.П. Чистякова и воспринял от него строгую систему конструктивного построения формы. В Академии он усвоил некоторые принципы академического искусства, но Академию он не закончил. По приглашению профессора Адриана Викторовича Прахова и по рекомендации Чистякова он отправился в Киев, где занимался реставрацией, подновлением и созданием новых («Сошествие Святого Духа») росписей Кирилловской церкви ХП в., а затем принимал участие в создании эскизов к росписям Владимирского собора. К сожалению, эскизы не были приняты, так как показались заказчикам слишком свободными и неординарными. Между тем, в этих эскизах — «Воскресении Христа» и «Надгробном плаче» (1887) уже сложилась зрелая система Врубеля. Особенно вчерно-беломакварельном варианте «Надгробного плача», где выражено особое понимание пространства и формы. Художник словно выкачивает воздух из холодной, ничем не убранной камеры, в которой помещена фигура Богоматери возле гроба Христа. В этом безвоздушном пространстве движения фигуры затруднены, поза зафиксирована, остановлена, а формы тела становятся хрупкими и ломкими. Одновременно с эскизами, в Киеве, где художник оставался до 1889 г., он создал еще несколько произведений, свидетельствовавших о рождении новых художественных принципов — в частности «Девочку на фоне персидского ковра» (1886), отмеченную своего рода декоративной избыточностью, и графические этюды цветов, в которых декоративизм сочетается со строгой конструктивностью формы.

С 1890 г. Врубель живет в Москве. До 1902 г. длится наиболее плодотворный период живописного творчества художника. Он начинается картиной «Демон (сидящий)» (1890) и завершается «Демоном поверженным» (1902). В первой из этих двух картин художник окончательно сформулировал принципы символизма и модерна. Эти тенденции — стилевые и мировоззренческие — возникли на общекультурной почве неоромантизма конца ХІХ в. Сам герой картины Врубеля  явился из романтической поэзии Лермонтова и на фоне демона европейского, прежде всего, ницшеанского образца приобрел специфические черты. Врубель говорил о том, что его Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный, величавый. Многозначность образа, наполненного разными смыслами — скорбью и протестом, тоской и предчувствием, сожалением и воспоминаниями, болью, сдержанным гневом и смирением, — полностью соответствовала принципам символизма, которые выработались у Врубеля еще до того, каких сформулировали поэты-символисты. Не случайно последние считали художника своим предшественником.

Художник изобразил Демона полуобнаженным — с могучим торсом, словно вытесанным из каменной глыбы, — смотрящим вдаль и выражающим своим взглядом состояние волшебной меланхолии. Врубель широкими мазками, синими и коричневыми тонами, гранеными формами (в чем слышен отзвук школы Чистякова) создает ощущение единства материи, из которой соткан весь мир — и фигура, и фантастический пейзаж.

В «Демоне поверженном» герой гибнет. Но образ смерти здесь — не реквием, не надгробный плач, а своеобразный гимн сопротивления, в котором есть что-то торжественное и величественное. В этом последнем произведении, созданном в технике масляной живописи (в дальнейшем Врубель работал в графических техниках), крайней точки достиг принцип орнаментализма. Зритель движется своим взором по поверхности картины, а не в глубину, постигая ритмы повторяющихся линий и пятен, полукруглых и S-образных форм. Это движение мысленно может быть продолжено за пределы холста.

Цветы всегда были для Врубеля желанным объектом изображения. Выйдя за пределы этюдной разработки, они стали появляться и композициях - сначала в «Воскресении Христа», затем в «Демоне», в панно, посвященных Фаусту. Как и всегда в искусстве модерна, цветы у него приобретают символический смысл. Часто это цветы зла или образы неподвластной человеку стихии.

Врубель маневрирует на грани реального и фантастического то растворяясь в натуре, то предлагая зрителю ошеломляющий вымысел.

Из переплетений живого и неживого, реального и фантастического рождаются типичные для европейского модерна полулюди-полуживотные, полуживотные-полурастения — «Царевна-Лебедь (1900), «Пан» (1899). Даже в портрете художник подвергает модели разного рода уподоблениям.

В портрете жены — Н. И. Забелы-Врубель(1898), казалось бы, передающем первое впечатление от натуры, написанном легко, пленэрно (что не так часто бывает у Врубеля), господствует пластическая метафора — художник уподобляет голову и фигуру женщины  цветку, распустившему лепестки навстречу солнечному свету.

В годы болезни Врубель активно работал как график. Его рисунки с натуры, затем более вымышленные, особенно те, которые обычно квалифицируют, как произведения душевно больного художника, прямо вторгаются в пространство экспрессионистического мышления и явно предвещают дальнейшие пути европейского искусства. Признание пришло к художнику слишком поздно. Когда он был безнадежно болен, картины его начали цениться, приобрели успех. в 1906 г. его произведения были показаны на знаменитой русской выставке в Париже и, как свидетельствуют современники, произвели большое впечатление на молодого Пабло Пикассо. Многие исследователи не без оснований сравнивали рисунки Врубеля с графикой Сезанна. В творчестве Врубеля, выведшем русское искусство к проблематике XX столетия, сложно переплелись стилевые тенденции. Он освоил и переработал принципы академизма, миновал импрессионизм, использовав, однако, его опыт, воплотил стилевые подачи модерна и мировоззренческие принципы символизма, предвидел экспрессионизм. И при этом он довольно одиноко стоит в русском художественном пространстве рубежа столетий.

Примером тому может служить одна из лучших картин художника «К ночи» (1900). Он обращается к сцене ночного, которая в сельской жизни остается в пределах повседневности, но извлекает из этой сцены нечто таинственное, почти мистическое. Горят красные цветы чертополоха. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. К пасущимся тут же коням, тревожно переступающим с ноги на ногу, приближается фигура не то пастуха, не то лешего, не то конокрада. Художник одушевляет природу, наделяет ее неразгаданной человеком жизнью. Он наделяет цветы способностью вол действовать на людей завораживающей магией.

Подводя итог, скажем, что на основе вечных, непреходящих образов русского и мирового искусства Врубель творил свой миф, величественный и трагический. Художник всегда стремился возвеличить тайны человеческого духа. Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность. Использование Врубелем стереотипных образов модерна не превращает его произведения в продукт массовой культуры. От этого спасает содержательность формы. Великое мастерство, трагизм, величие духа и великий декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

Список использованной литературы: 

Мировая художественная культура. ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова и др. – СПб. : Питер, 2007

Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. – М., 1985

Алленов. М.М. М. Врубель. .– М., 1996

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: