News

07 October 2016 St. Petersburg, Library № 3 of Vasileostrovsky district

Виртуальное путешествие, посвященное А.А. Дейнеке

Александр Александрович Дейнека родился 21 мая 1899 года в Курске, в семье рабочего - его отец был слесарем в железнодорожном депо. По семейной традиции в 1914 году Александр поступил в Курское железнодорожное училище. Одновременно с занятиями в училище Дейнека посещал небольшую художественную студию, организованную курскими художниками В. Голиковым и А. Полетико. По настоянию своих первых учителей будущий художник в 1915 году поступил в Харьковское художественное училище, в класс профессора М. Пестрикова.

Во время революционных событий в феврале 1917 года занятия в училище были прекращены, а студенты распущены по домам. Октябрьскую революцию Дейнека встретил в родном Курске. Однако заниматься в это время творчеством он не мог – нужно было помогать семье. Он работал сначала учителем рисования в женской гимназии, затем фотографом в уголовном розыске. В 1919 году Дейнека по мобилизации идет служить в Красную армию.

Особая тема в творчестве Дейнеки – это тема спорта. Художник всегда увлекался физической культурой. «Я люблю спорт, могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. … спорт облагораживает человека, как все красивое», – писал художник. «Игра в мяч», «Бег», «Вратарь» – в этих работах 1930-ххудожник раскрывает красоту человека как гармонично развитой личности.

В 1930-е годы Дейнека часто бывает в Крыму. Он делает много зарисовок на темы флота, авиации, спорта, пишет акварели, встречается с летчиками и моряками. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики». Трое мальчишек с интересом следят за полетом гидросамолета. Сразу чувствуется, что ребята мечтают стать летчиками. Красота теплого летнего вечера, прозрачность голубого неба и синева моря наполняют картину поэзией и романтикой. Он создает монументальные композиции для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и плафоны для московского метро. При оформлении станции «Маяковская» главной задачей было создать плафонные мозаики так, чтобы у зрителей возникала иллюзия уходящего ввысь неба. Тема этих мозаик – «Сутки страны Советов». В тридцати пяти мозаичных плафонах раскрывается панорама жизни страны. Позже художник оформил мозаичными плафонами также станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая».

В годы Великой Отечественной войны Дейнека продолжает напряженно работать. Это было время трагических переживаний. Особое впечатление на художника, как и на всех жителей Москвы, произвел изменившийся облик столицы. Безлюдные улицы, пустые дома – таким предстает город в картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». В этом заснеженном пейзаже нет человеческих фигур, но по тому как ощетинились противотанковые ежи, как несется военный грузовик, мы понимаем, чем жила Москва в эти грозные дни. В эти же годы Дейнека написал и работу «Оборона Севастополя». В послевоенные годы художник стремился создать идеальный, гармонический образ современника. Он рисует, иллюстрирует, пишет картины, делает мозаики, создает фрески, лепит, обращаясь к своим любимым темам – спорт, труд, счастливые будни мирного времени: «Эстафета», «Донбасс», «На просторах подмосковных строек», «Тракторист». Сам художник считал, что одними из наиболее удачных работ этого времени были «Тракторист» и «У моря. Рыбачки».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: