News

02 November 2016 Cheboksary (Church)

Виктор Васнецов: «Мое искусство – это свеча, зажженная пред ликом Божьим...»

В Виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары прошла встреча с пациентами БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары» Минтруда ЧР (отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста № 2, отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). 

Социальный центр г. Чебоксары для кризисных женщин стал частым гостем библиотечно-музейного комплекса храма. На предыдущих встречах наши гости беседовали с настоятелем храма – архимандритом Гурием (Даниловым), познакомились с церковным музеем и приходской библиотекой.

В этот раз встреча была посвящена творчеству одного  из самых знаменитых русских художников XIX века  - Виктора Михайловича Васнецова. 

В. М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к украшению жизни", взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство, иллюстрации и иконопись. Впервые к образу Богоматери В. М. Васнецов обратился в 1881–1882 гг., написав икону для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Впоследствии эта тема была разработана в грандиозной композиции Владимирского собора в Киеве (1885–1895). В. М. Васнецов вдохновлялся известной мозаикой «Богоматерь Нерушимая стена» киевского Софийского собора и «Сикстинской мадонной» Рафаэля. В центре композиции изображена идущая Богоматерь с Младенцем Христом на руках. Завернутый в пелену Младенец, подавшись вперед всем тельцем, поднял руки, благословляя предстоящих. Головы Богоматери и Младенца окружены мягким сиянием. Эта иконография впоследствии часто использовалась в русской иконописи. 

За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 кв. м. во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно...» Он падал с лесов, разбивался, для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. 
Ещё не закончив эскизы для Владимирского собора, художник работал для храма Воскресения (Петербург, 1883–1901). Одновременно с последним создавал цикл для Георгиевской церкви (Гусь-Хрустальный, 1885–1904). Параллельно велась разработка эскизов для русской церкви в Дармштадте (1899–1901). Один за другим исполнялись заказы для собора Александра Невского (Варшава, 1906–1911) и церкви Христа Спасителя (Спас на водах, Петербург, 1910–1911). Писал образа для иконостаса, храма Александра Невского в Софии (1904–1913), заложенного в память освобождения Болгарии от турецкого ига.

Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи».

Многие работы Виктора Васнецова в иконописном стиле были выполнены в мозаичных иконах, который выполнялись в московских мастерских Васнецова. В основном эти работы не сохранились и практически известны узкому кругу специалистов. Но кое-что можно увидеть. В часовне-усыпальнице Левченко в Донском монастыре есть хорошо известная многим москвичам мозаичная икона святителя Николая. В самой часовне (если присмотреться через окошко в двери) мозаичная икона Спасителя и рядом мозаичная икона Пресвятой Богородицы. Техника исполнения достаточно высокая, модуль набора мелкий, тонально проработана очень красиво.  

Сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство — это свеча, зажженная пред ликом Божьим...»
Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Много лет спустя, на зaмeчaние художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...».

Война 1914 года для Виктора Васнецова стала глубоким потрясением. Он неустанно создавал в военные годы произведения патриотического характера. Написал картины «Архангел Михаил» и «Один в поле воин». Принял активное участие в базаре «На помощь жертвам войны», выполняя рисунки для плакатов и открыток (открытых писем). Участвовал на выставке 1914 года в Москве «Художники – товарищам воинам».

История многих его монументальных работ трагична. Через несколько лет после революции, ещё при жизни Виктора Васнецова, в 1923 году художник Михаил Нестеров сообщал об участи церкви в Гусь-Хрустальном: «Храм обращён в кинематограф, а картины (росписи) после разных мытарств оказались во Владимире, где их видели сейчас – “Страшный суд” – накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин (более 70 см) внизу и наскоро зашитым бечёвкой (до того он был сложен в несколько раз и на сгибах потёрся)... Две другие картины без определённого назначения валяются в другом соборе. Сырость делает своё дело. В общем, не знают, что с этим имуществом в настоящее время делать... “Страшный суд” я считаю лучшим из произведений Васнецова после алтарной росписи Киевского Владимирского собора...» К счастью, четверть века назад «Страшный суд» был отреставрирован и занял предназначенное ему художником место на западной стене Георгиевской церкви, но храм в те годы был превращён в выставочный зал.

Разрушены храмы Александра Невского в Варшаве, Спас на водах в Петербурге, исчезли многие иконы, предназначенные для членов Царской Семьи и императорской яхты «Штандарт», и другие, написанные В.М.Васнецовым по заказам частных лиц в России и Англии...

Прожил Виктор Михайлович Васнецов на свете 78 лет и умер 23 июля 1926 года в своём доме в Третьем Троицком переулке. «Я только Русью и жил... – писал он, словно бы подводя итог своей насыщенной жизни. – Что касается религиозной моей живописи... я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной Церкви мы родились, православными дай Бог и помереть».

Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: