Новости и события

30 января 2017 Сыктывкар

Выставка, посвященная 185-летию со дня рождения Эдуарда Мане

Эдуард Мане  (1832-1883 гг.) — французский живописец и график, своим искусством предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников. Практически всю жизнь творчество Мане сталкивается с противодействиями и трудностями. Сын потомственных состоятельных буржуа, не без усилий преодолевший сопротивление родителей, которых шокировала профессия художника, он, прежде, чем посвятить себя живописи, в юности пытался стать моряком и побывал в Бразилии. Проучившись пять с лишним лету у Тома Кутюра — модного тогда художника салонно-академического толка и добросовестного педагога,— двадцатичетырехлетний Мане оставил занятия и вступил на путь самостоятельных творческих поисков, где его опорой стали музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии. С 1859 года Мане регулярно пытался экспонировать свои картины в парижском Салоне, куда они, однако, допускались редко, а попав, зачастую становились предметом ожесточенных нападок. В 1867 году он устроил частную выставку. В период франко-прусской войны, будучи ревностным республиканцем, защищал Париж. С 1864 года Мане начал работать на плэнере, и уже через два года в его мастерской  в квартале Батиньоль рождается новое направление в мировом искусстве, названное позже импрессионизмом. Последние годы жизни Эдуарда Мане были омрачены тяжелейшим недугом, единственным лекарством от которого оставалась для него живопись. Хотя незадолго до смерти он был все-таки награжден и получил право выставляться вне конкурса, соотечественники относились к его искусству  крайне предвзято, и именно поэтому большинство лучших холстов оказалось в музеях и коллекциях за пределами Франции.

Начало карьеры Мане как живописца - это рубеж 50—60-х годов (когда он берет своего рода разбег перед созданием больших полотен) оказываются необычайно разнообразные и в чем-то даже полярные грани и образы реального. От опустившегося «Любителя абсента», чуть фрондирующего богемной затрапезностью (картины еще тяжеловесной и монохромной по живописи),— к бережно и традиционно написанному «Портрету родителей» с его печальной патриархальностью настроения. От простодушного, излучающего детскую непосредственность, блещущего всплеском горячих алых пятен «Мальчика с вишнями» до застылого, почти марионеточного «Портрета Жанны Дюваль», воспринятой почти зловеще ледянисто-зеленой с черным цветовой гамме.От трогательной картины «Уличной певицы», где серые тона сплетаются в удивительно благородные аккорды, до «Музыки в Тюильри». В этой последней — и уже этапной работе — изображена светская толпа в парижском парке.Примечательный в своей незатейливости мотив, дерзко выхваченный из потока натурных впечатлений и свободно превращенный в композиционный «кадр», организуется не с помощью общепринятых графических приемов и светотеневой моделировки, а посредством словно бы колышущихся, расплывающихся, резко взятых цветом силуэтов и пятен. Здесь впервые происходит полный отказ от пространственных качеств формы: подверженная бесконечным, подобно самой жизни, изменениям, она становится как бы временной. Так впервые преодолевается зрительная статика сцены и возникает ощущение мгновенности её состояния в пульсирующем неназойливым движением пространстве, в текущей конкретности времени. В чопорной сдержанности настроения переданной таким образом светской толпы угадывается беспристрастность позиции автора, его отстраненность от своих скучных героев.

В 1863 году он пишет две большие картины, показанные в «Салоне отверженных» и надолго заклеймившие автора в обывательском мнении публики и прессы: «Завтрак на траве» и «Олимпию». По воле Мане представленные модели включаются в те классические ситуации, которые мировая живопись разрабатывала от Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Рембрандта, Рубенса и Пруссена и Гойи. B «Завтраке на траве» красота женщины трактуется в жанризированном плане, с намерением наделить отдыхающую в лесу парижскую богему давно утерянным чувством гармонии человека и природы. Трактовка сцены (достаточно идилличной и даже интимной по характеру) подчеркнуто правдоподобна и лишена какой-либо идеализации. Следствие этой правдивости — некоторая скованность, неестественность самоощущения героев картины. Люди и окружающая их природная среда образуют здесь скорее контраст, чем гармонию.В «Олимпии», где проблема пленэра не ставилась, художественная стилистика Мане достигает этапного совершенства. Светлые массы на темном фоне парадоксальным образом воспринимаются как созвучие и диссонанс одновременно. Пpoстранство картины не сокращается, а уплощается и тем усиливает нервную жесткость очертаний хрупкого тела натурщицы, сообщает ее светлому абрису колористическую и графическую изысканность, подчеркивает броскую утонченность немногочисленных деталей.Появление в 1866 году «Флейтиста» — одной из лучших работ Мане — ознаменовало окончательное становление образно-тематического ряда и неповторимо индивидуальной поэтики его творчества. Теперь нет нужды окружать «маленького» человека романтическим ореолом, не нужно проверять на нём истины музейных идеалов. В картине  преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (для него позировала та же Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого немудреного, как пронзительная мелодия военной флейты.

С 1879 года его авторитет в глазах критиков от искусства растёт, его картины принимаются салонами.  В марте—апреле 1883 года Эдуард Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации ноги. Несмотря на первые симптомы кажущегося выздоровления, 30 апреля 1883 года художник умирает. Эдуард Мане так и не дождался своей славы, однако после его смерти творчество всё же нашло своих почитателей.

При подготовке к виртуальной выставке были использованы следующие материалы:

Анри Перрюшо.Эдуард Мане.-М.:Молодая гвардия, 1976. -320 с.

Эдуард Мане: Альбом/Авт.-состав. М.Н. Прокофьева-М.:Изобраз.искусство,1988. -48 с. 

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: