News

09 March 2017 Dimitrovgrad

В рамках проекта «Русский музей виртуальный филиал» в библиотеке «Дворец книги» состоялась лекция «Архип Куинджи»

9 марта 2017 года в рамках проекта Русский музей виртуальный филиал в библиотеке «Дворец книги» состоялась лекция «Архип Куинджи». Для учащихся 3 и 4 класса художественной школы из раздела медиатеки «Коллекции и выставки Русского музея», «Художники» была представлена интерактивная программа «Архип Куинджи из собрания Русского музея». Особое внимание слушателей привлекла Аудиоэкскурсия по основным картинам художника.

В ходе лекции, учащиеся посмотрели фильм «О проекте «Русский музей-виртуальный филиал».

В заключение, ребятам были представлены книги с книжной выставки «Русский музей представляет». Издания, подаренные нам Русским музеем вызвали восторг.   

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает "золотых дел мастер". Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина - "Лунная ночь на Днепре" (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь. 

В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания. Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. 

В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: "...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи". Но Куинджи продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. 

Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.

Митялина Л.В., Резникова Н.Г.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: