News

20 March 2017 Syktyvkar

Виртуальная экскурсия, посвященная 235-летию со дня рождения О.А.Кипренского (1782-1836), русского художника- портретиста и графика, представителя романтизма.

Орест Адамович Кипренский родился 13 марса 1782 на мызе Нежинской, около города Копорье, Ораниенбаумского уезда (ныне - Ломоносовский район Ленинградской области). Его родителями были Адам Карлович и Анна Гавриловна Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. За долгих 17 лет обучения он  достиг больших высот, а  его выпускная картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, ГРМ) была удостоена Академией художеств самой высокой оценки.

Как портретист Кипренский начинал с изображений  близких ему людей. Среди них - великолепный «Портрет А. К. Швальбе (портрет отца)» (1804, ГРМ). На картине представлен в фас уже старый, но довольно крепкий мужчина в широкой меховой шубе. Портрет погрудный, как бы обрезан, но видна рука, держащая трость со сверкающим позолоченным набалдашником. Лицо выделено ярким светом, а белоснежный шейный платок обрамляет его снизу. Строгий проницательный взгляд умных темных глаз обращен прямо на зрителя. Седые взлохмаченные волосы, широкие черные брови, твердо сжатый рот - все указывает па то, что перед нами личность энергичная, деятельная и решительная. Талант позволил молодому художнику создать очень богатый в психологическом алане образ. От  внимательного зрителя не ускользнут некоторые нюансы: тревога, настороженность и грусть в широко раскрытых глазах Швальбе. Сознание человека, родившегося и прожившего всю жизнь бесправным, нелегко изменить - отсюда такой взгляд. Такие неспокойные мысли и чувства с необычайной художественной силой переданы в картине. В Италии работу приняли за творение Рембрандта.

В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова» (1809, ГРМ). За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.  Здесь  прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина. На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном.  Невозможно не заметить в углу портрета фигурку музы. У бронзовой статуэтки в руках лира. Это именно та муза, о которой Пушкин не единожды упоминал в стихах. Кипренский этим хотел показать, что поэт и его вдохновение – не разлучаются никогда.  По завершению портрета А.С.  Пушкин написал послание Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…»).

Художник скончался 12 октября 1836 года. Трудно переоценить значение его  творчества для развития русского искусства. Именно Кипренский раньше других своих коллег почувствовал веяния романтизма, уже распространившегося по всей Европе, и стал создателем нового типа портрета. Живописцы XVIII века всегда сохраняли дистанцию между собою и своими моделями и почти никогда не создавали изображений близких людей и  уж тем более автопортреты. Кипренский хотел выявить внутреннюю суть героев, найти их самые лучшие черты. В его работах воплощен положительный идеал человека XIX века - в лучших традициях романтизма.

Похоронен Кипренский в Риме, в церкви Сант Анреа Делле Фратте. Там же стоит стела с надписью: «В честь и в памяти Ореста Кипренского, самого знаменитою среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской Академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродеятельную душу...»

При подготовке к виртуальной выставке были использованы следующие материалы:

 1. Кипренский Орест Адамович: Великие художники т. 65. / Авт. текста А. Майкапар. – М. :Директ-Медия,  2010 . -48 с.

2.    Кислякова И. В. Орест Кипренский. Герои и эпоха. – М. :Изобразительное искусство, 1977 . -144 с.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: