Новости и события

13 июля 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. А.П.Чехова)

«Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа

ЦРБ им. А.П. Чехова приглашает всех желающих 13 июля в 15.00 на медиалекторий «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) - французский живописец и график, глава романтизма во французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления.

С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П.Н. Герена в Париже.

Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской живописью, особенно творчеством Дж. Констебла, большое влияние на него оказало искусство Т. Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию и Бельгию.

Первая самостоятельная работа Э. Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), написанная на сюжет «Божественной комедии», принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э. Делакруа считаел цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.

Той же страстностью, напряженным драматизмом и протестом против всякого насилия отмечены более поздние работы, такие как «Резня на Хиосе» и «Греция на развалинах Миссолонги», представляющие собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого нашествия.

Во время пребывания в Англии (1825) Э. Делакруа знакомился с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него произвело творчество Дж. Констебла, Дж. Байрона и У. Шекспира. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров («Тассо в доме умалишенных», «Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»).

Влияние Дж. Констебла, в частности, проявилось у Делакруа в более светлом колорите, который стал теперь ведущим в его искусстве.

Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий - революции 1830 г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением – «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах»). Ее романтическая революционная символика, выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов: композиция не перегружена изображением человеческих фигур, напряженная энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов.

Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э. Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей («Алжирские женщины в своих покоях», «Еврейская свадьба в Марокко», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»).

Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи («Битва при Пуатье», «Битва при Нанси», «Битва при Тайбурге», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Битва св. Георгия с драконом»), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, библиотека Палаты Депутатов, библиотека Люксембургского дворца, роспись «Оплакивание Христа» в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман), портрете (портреты Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет), натюрморте («Большой охотничий натюрморт»), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.

Э. Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и дополнительных цветов.

Его достижения в этой области были восприняты и развиты в творчестве импрессионистов.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: