Выставка «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта»
Выставка открылась в Михайловском замке 23 ноября 2017 года.
Жерар Делабарт — французский живописец и акварелист, работавший в России с 1787 по 1810 год. В конце 1780-х Делабарт писал виды Царского Села, а во второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист», умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.
Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих, воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе.
Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг другу.
В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил, что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные общественные должности.
Выставка представляет 15 картин из московской серии Жерара Делабарта, поступивших в музей в 1931 году из Александровского дворца в Царском Селе и никогда прежде не экспонировавшихся в полном объеме. В экспозицию для сравнения вошли практически одновременные виды Москвы, исполненные художником И. В. Мошковым (1778–1845) и гравюры с изображением пожара Москвы при захвате ее Наполеоном, где в пейзажных фонах использованы ведуты Делабарта.
Выставка организована при поддержке БФ «Система» и продлится до 26 марта.
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #виртуальный_тур
- #онлайн_выставка
- #мультимедийная_выставка
- #планшетная_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб