Новости и события

28 декабря 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. А.П. Чехова)

Фильмы, посвященные Петру I

В Центральной районной библиотеке им. А. П. Чехова прошел показ фильма из коллекции виртуального Русского музея, посвященных Петру I (Часть 1. «Петр I в Полтавской битве. Таннауер И.-Г. 1724». Часть 2. «Ассамблея при Петре I. Хлебовский С. 1858»)

Часть 1. «Петр I в Полтавской битве. Таннауер И.-Г. 1724».

В фильме рассказывается об одном из прижизненных портретов Петра I, который выполнил его придворный живописец, саксонец по происхождению, И.Г.Таннауер.

Император изображен на поле боя в момент победы, одержанной над армией короля Карла XII и войсками его союзника гетмана Мазепы. То было решающее сражение Северной войны, которую вела Россия со Швецией, знаменитая Полтавская баталия, состоявшаяся летом 1709 года. К тому времени борьба длилась уже около десяти лет, и ее исход решал не только судьбу Русского государства, но во многом и судьбы Европы.

Петр I имел воинское звание бомбардира (урядника), и только за одержанную победу над врагом получил звание генерал-лейтенанта. В картине он изображен в строевом мундире офицера Преображенского полка, верхом на верном коне, жеребце персидской породы, однажды спасшем его в бою от гибели. Изображение царственного полководца вызывает в памяти строки А.С. Пушкина из поэмы «Полтава»: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен… И славы полон взор его…»

Само сражение стало лишь фоном для величавой фигуры победителя-триумфатора, которого венчает лавровым венком крылатая Богиня Славы. Именно конный портрет стал впоследствии основой монументального образа Петра Великого, исторической памяти о преобразившем Россию монархе.

Часть 2. «Ассамблея при Петре I. Хлебовский С. 1858».

Среди многих, зачастую шокирующих реформ Петра Великого одним из наиболее известных нововведений стало проведение небывалых прежде общественных собраний – ассамблей. Столь привычные ныне события, сопровождающиеся беседами, танцами, играми, совместными застольями, приходилось некогда внедрять специальными указами и строгостями.

Многофигурная композиция художника С.Хлебовского, наполненная оживленными нарядными персонажами, демонстрирует одно из таких праздничных собраний, на котором присутствует сам император.

В указе Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», ярким и образным языком, не без юмора, сформулированы основные «заповеди» – правила и советы, кои надлежало вспоминать постоянно. В них говорилось о том, что «перед появлением многонародным» гостю надлежит быть мыту тщательно, бриту старательно, голодну наполовину, пьяну самую малость, а то и вовсе; обряженному вельми, но без лишнего перебору, – окромя дам прелестных, коим дозволяется образ свой косметикою украсить обольстительно, и т.д.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: