Новости и события

18 февраля 2018 Чебоксары (храм)

Иконография Сретенья Господня на примере икон из собрания Русского музея

18 февраля, в Прощеное воскресенье, храм Новомучеников и исповедников Российских посетили учащиеся Воскресной школы «Звонница» села Новые Лапсары.

В зале виртуального филиала Русского музея при храме преподаватель Воскресной школы Светлана Владимировна Мишина провела с детьми урок Закона Божьего, посвященный Священному Писанию и Преданию Церкви. Директор Церковно-исторического музея познакомила паломников с иконографией Сретенья Господня на примере икон из собрания Русского музея. Богословская значимость иконы обусловлена тем, что она живописным языком говорит о тех догматических истинах, которые открыты людям в Священном Писании и церковном Предании. "Богословием в красках" называют шедевры православной иконописи.

Так, икона "Сретение" школы Андрея Рублева (1408 г.) показывает и прямой, и высший смысл Евангельского события. На ней показан момент, когда Симеон взял из рук Марии Младенца (это прямой смысл события), но одновременно сцене придан и второй смысл: оборвано изображение колонны, поддерживающей киворий над престолом, продлен (в нарушение естественной геометрии) престол в сторону Симеона, икона скомпонована так, чтобы Младенец зрительно оказался над престолом и под киворием. Мы видим не только передачу Младенца Марией, но и движение Симеона, как бы опускающего Христа на Его престол, жест, символизирующий акт добровольной передачи власти Ветхим заветом (Симеоном) Новому завету (Христу). Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца (это место Бога), поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности, и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество[i].

На иконе «Сретение» из Спасо-Преображенского собора Твери (около 1450 г.), хранящейся в Государственном Русском музее, Пресвятая дева Мария держит Младенца на руках, а Симеон изображен встречающим их у входа в храм. Поскольку старец стоит на высоких ступенях, он с благоговением наклоняется к Младенцу как можно ниже. Схема данной композиции Сретения, с изображением Младенца Иисуса на руках Матери, навеяна стихами 5-й Песни канона Преподобного Козьмы Маюмского: "Разумев, божественный старец, проявленную древле пророку славу, руками Слово зря матерними держимо. О радуйся, вопияше, Чистая, яко престол бо держиши Бога, Света невечернего и миром владычествующа". Применение подобной схемы в памятниках позволяло отчетливее выявить особую роль Богоматери как пособницы Искупления человеческого рода. Жертвенное начало, намеренно подчеркнутое в облике беззащитного Младенца - Его обнаженных, скрещенных ножках, выдающей испуг и нерешительность позе, нарочито сопоставлено с традиционной ветхозаветной жертвой - двумя голубицами в клетке, по закону приносимыми в храм в залог очищения роженицы (Лев. 12: 8).

В заключение паломнической экскурсии гости прошли по залам Церковно-исторического музея, позвонили в музейные колокола, познакомились с храмом Новомучеников и исповедников Российских и  помолились у его святынь. По благословению настоятеля архимандрита Гурия (Данилова) было проведено чаепитие в трапезной храма.  

 



[i] Раушенбах Б. Путь созерцания // Раушенбах Б. Пристрастия. — М., 1996. С. 154.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: