News

30 November 2018 Cheboksary, Church

Лекторий для студентов

В виртуальном филиале при храме Новомучеников состоялся показ фильма «Икона «Кирилл Белозерский в житии». Фильм представлен в рамках лектория для студентов Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий. Преподаватель истории Екатерина Огандеева реализует проект «В мире музеев», интегрируя урочный и внеурочный виды работы обучающихся. Студенты познакомились с личностью преподобного Кирилла Белозерского по 21 клеймам житийной иконы, хранящейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петребурге.

Образ святого Кирилла Белозерского написан Дионисием и его учениками в начале ХVI века для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Кирилл, ученик и последователь святого Сергия Радонежского, стал одним из прославленных подвижников Русской земли. В Белозерском крае он основал в 1397 году монастырь, получивший впоследствии его имя и ставший одним из крупнейших и прославленных на Русском Севере центров духовного просвещения и культуры. В образе основателя обители воплощен идеальный тип монаха, аскета и праведника. Современник Дионисия святой Иосиф Волоцкий сравнивал его со светом, сияющим на свещнице. Действительно, стройная узкоплечая фигура святого, облаченная в темный иноческий плащ, уподоблена горящей свече. Светлый лик с тонкими чертами, исполненный кротости, окружен золотом нимба и словно излучает свет. Одной рукой святой Кирилл благословляет, в другой держит свиток со словами утешения и любви, обращенными к братии. Центральное изображение святого окружено сценами, в которых рассказана история жизни и деяний, описанная в его житии. Обычно избранные для иллюстрирования события более или менее точно следуют литературному тексту. Житие святого на иконе почти всегда начинается в ее верхнем левом углу и следует справа налево, как текст в книге. В той же последовательности расположены и сцены (клейма) в вертикальных рядах. Таким образом, при «чтении» вертикальных клейм взгляд смотрящего обязательно включает и фигуру в центре, где святой изображен уже достигшим посмертной славы, явившейся результатом праведной жизни.

Порядок клейм: 1. Пострижение Кирилла; 2. Беседа Кирилла с Сергием Радонежским; 3. Поставление Кирилла в игумены; 4. Отказ Кирилла от игуменства; 5. Уход Кирилла и Ферапонта на Белоозере; 6. Поставление креста на Белоозере; 7. Чудо о поселянине Андрее; 8. Избавление монастыря от пожара; 9. Послы князя Михаила Белевского перед Кириллом; 10. Явление Кирилла князю и княгине Белевским; 11. Чудо об умножении вина; 12. Чудо об умножении хлебов; 13. Спасение рыбаков от потопления; 14. Чудо об иноке, умиравшем без причастия; 15. Явление Богоматери и преп. Кирилла боярину Роману; 16. Исцеление княгини Карголомской; 17. Беседа преп. Кирилла с Христофором; 18. Прощание преп. Кирилла с иноками; 19. Погребение преп. Кирилла; 20. Исцеление Авксентия от лихорадки, исцеление бесноватого.

Икона являлась местным образом преп. Кирилла и находилась в местном ряду иконостаса справа от царских врат. В клеймах проиллюстрировано житие преподобного Кирилла, составленное Пахомием Сербом в 1461—1462. Исполнение иконы принадлежит иконописцу, прилежно освоившему уроки Дионисия. Но при этом красочный слой у него более плотен, пропорции фигур близки к естественным, колорит приглушен и несколько тяжеловат, а аккорды локального слабо моделированного цвета более резки. Посредством этих приемов мастеру удается создать торжественный, приподнятый по настроению образ преподобного, не лишенный, однако, черт некоторой приземленности. 

    Творчество Дионисия и мастеров его круга оказало глубокое воздействие на дальнейшее развитие художественной культуры в Белозерье, Вологде и в окрестных монастырях, содействовало внедрению в ее традиционную структуру новых художественных импульсов и технических приемов.

      Литература:

Дионисий в Русском музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. СПб.: Palace Editions, 2002. — 136 с.: ил.

Варлаам, архим., с. 16; Никольский, т. 1, вып. 1, с. 106—112; Анисимов 1911, с. 6, № 30; Лазарев 1983, с. 122, ил. 120; СССР. Древние русские иконы, с. 27—28, табл. 19; Попов Г.В. 1975, с. 80, 121, табл. 194; Дионисий и искусство Москвы XV—XVI столетий, № 63; Смирнова 1988, табл. 155—157; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан, с. 50—167.



Мероприятия проведены при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2018»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: