News

11 December 2018 Yaroslavl

Межвузовский семинар студенческой молодежи в рамках проекта «Русский музей. виртуальный филиал» на тему: «Век Русского музея. Русская храмовая скульптура. История и традиции»

В интерактивном классе Культурно-просветительского Центра имени В.В. Терешковой в рамках проекта «Русский музей. виртуальный филиал» состоялся завершающий обширную программу 2018 года межвузовский семинар на тему: «Век Русского музея. Русская храмовая скульптура. История и традиции».

От имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилевой собравшихся приветствовала заместитель директора Екатерина Тихомирова. Модератором встречи выступила Ирина Григорьева, редактор методического отдела Центра, член Союза журналистов России.

Во встрече приняли участие заведующая кафедрой логопедии, профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Надежда Вячеславовна Новоторцева, а также студенты различных факультетов вуза совместно с представителями ЯрГУ имени П. Г. Демидова, Ярославского государственного медицинского университета, активом межфакультетского волонтерско-благотворительного студенческого объединения «Православное Собрание молодежи» ЯГПУ и его лидером Еленой Березиной.

Фильм «Николай Чудотворец» создан в 2007 году и вошел в цикл фильмов медиатеки на базе авторской программы директора Государственного Русского музея Владимира Гусева «Век Русского музея».

О святом Николае Мирликийском – покровителе мореплавателей и путешественников, защитнике обездоленных и невинно осужденных, помощнике и утешителе в житейских делах, заступнике в обретении жизни Вечной, сохранилось множество свидетельств и легенд. Его почитают и христиане, и мусульмане, и буддисты. По народным поверьям, он приносит подарки на Рождество, защищает обездоленных. Где-то его зовут Ноэль Баба, Баббо Натале, где-то Синтер-Клаас. Знаменитые на весь мир Дед Мороз и Санта-Клаус – тоже последователи Святого Николая.

На русском Кольском Севере святитель Николай пользовался такой истовой привязанностью мореходов-поморов, что их прозвали «николаистами». Старинная поговорка гласила: «От Кеми до Колы – 33 Николы», так как в честь Николая Чудотворца повсеместно, чуть ли не каждые 10-15 километров, в рыбацких поселках, портовых городах и глухих лесных углах строились соборы, церкви, часовни.

О житии святого, чудесах и его деяниях, которые отражают дошедшие до наших дней артефакты и произведения искусства, в фильме рассказывает Владимир Александрович Гусев, отвечая на вопрос, почему образ Николая Мирликийского со времени принятия христианства на Руси так особо почитали во всех слоях русского общества.

Исключительное место Святителя Николая в русской традиции во многом было связано с перенесением мощей Святого Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 году. С 1092 года на Руси был установлен особый праздник Перенесения мощей Святителя Николая в Бари. Как говорят в народе, «Никола Зимний» – день памяти Святителя, ежегодно и поныне отмечаемый 19 декабря по новому стилю, дополнился праздником Николы Летнего 22 мая.

Многочисленные храмы, выстроенные в честь любимого святого, произведения изобразительного искусства – иконы, памятники лицевого шитья, деревянной резьбы и скульптуры – свидетельствуют о трепетном отношении к Николушке, как его ласково называют верующие.

В тоже время к трехмерной деревянной храмовой скульптуре в русском Православии в разные периоды истории отношение было весьма неоднозначным, а Священный Синод во времена правления Петра I и вовсе запретил 21 мая 1722 года «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные», «от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды». Деревянная храмовая скульптура не раз подверглась нападкам и истреблению из самых лучших побуждений, но все же и доныне уцелели многие образцы такого творчества в районах Русского Севера, Сибири, Пермского края.

Примечательно, что в фильме В.А. Гусева экспонируется великолепно сохранившаяся работа русских мастеров – знаменитый деревянный резной киот в виде церкви для скульптуры Николы Можайского, еще до революции вывезенный в Санкт-Петербург и переданный в дар Русскому музею известным ученым, архитектором и коллекционером Владимиром Васильевичем Сусловым из города Романов-Борисоглебск (ныне город Тутаев). При этом отмечено, что сама скульптура до сих пор находится в Тутаеве.

В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни. 

Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, их можно увидеть и на площадях современных городов, и возле старинных монастырей, но уже, как правило, из металла.

В Ярославле это, во-первых, установленная в 1995 году возле Успенского собора на Стрелке композиция «Святая Троица» в честь тысячелетнего юбилея Крещения Руси (авторы Николай Мухин, Елена Пасхина, Игорь Трейвус, Аркадий Бобович), – единственный памятник Святой Троице в России.

Второй пример – открытый 8 июля 2009 года на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом  памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, трехметровая бронзовая скульптурная композиция с фигурами святых, держащих в руках голубя как символ семейного очага и мира (автор – Константин Чернявский).

После фильма на семинаре в формате свободного микрофона прозвучали вопросы и ответы по заявленной теме. С кратким резюме выступила профессор Н.В. Новоторцева.

Участники согласились с православным журналом «Нескучный сад», призывающим художников, работающих с церковными темами и образами, быть предельно осторожными, чтобы создаваемый образ соответствовал месту, времени и своему назначению, а выразительность языка была адекватна теме и образу, поскольку «Святые ждут молитвенной памяти, а не площадной славы».

Завершился семинар в неформальной обстановке традиционным чаепитием с чествованием именинников.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: