Виртуальная экскурсия по творчеству Казимира Малевича в РЦНК г. Душанбе
11 января в Российском центре науки и культуры г. Душанбе состоялась виртуальная экскурсия «Многоликий Казимир Малевич» из цикла «В гостях у Русского музея», посвящённая 140-летию со дня рождения российского и советского художника-авангардиста, теоретика искусства, основоположника одного из ранних проявлений абстракционизма в живописи под названием «супрематизм».
Мероприятие было организовано представительством Россотрудничества в Таджикистане и открыло новый цикл виртуальных экскурсий и мультимедийных лекций, знакомящих с жизнью и творчеством прославленных мастеров русской живописи, художников – юбиляров наступившего 2019 года.
Поближе познакомиться с творчеством одного из самых загадочных и самобытных художников, с его картинами, написанными в разные годы и в разных стилях, - как в период создания основных супрематических полотен (1910-е годы), так и в предшествующий ему период творчества, а также поздний период (солнечные картины «Весна», «Бульвар», «Пейзаж с белыми домами», «Цветущие яблони» и др.), пришли преподаватели и студенты Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана, учащиеся изостудии городского Детско-юношеского центра во главе с преподавателем Аидой Армиковной Газарян, учащиеся ряда столичных школ.
С презентацией, посвящённой жизни и творчеству Казимира Малевича, выступил сотрудник РЦНК г. Душанбе Тиллаев Рустам, который ознакомил слушателей с основными этапами творческой биографии автора знаменитого «Чёрного квадрата». Он остановился на отличительных чертах и принципах абстрактного искусства в целом и супрематизма в частности, отказавшегося от изображения реальных предметов и явлений и заменившего их сочетаниями геометрических фигур, линий или цветовых пятен.
Казимир Малевич, с детских лет охотно и много рисовавший красками, учился в рисовальной школе г. Курска, участвовал в созданном там кружке любителей искусства и служил чертежником, а затем, переехав в Москву, посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Вернувшись в Курск, самостоятельно занимался живописью.
Из документального фильма медиатеки Русского музея и рассказа ведущего слушатели открыли для себя немало интересного, что позволило им расширить представление об удивительном художнике и неординарном человеке Казимире Малевиче, о выставках Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В.В. Кандинского и других современников, о работе над полотнами новой живописной системы названной им «супрематизм» («Черный квадрат», 1915), принципы которой были изложены им в брошюре-манифесте «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Участники мероприятия посмотрели фрагмент знаменитой авторской программы Льва Николаева «Гении и злодеи уходящей эпохи», из которой узнали о многогранной творческой и общественной деятельности талантливого художника. Казимира Малевич руководил секцией Московского Союза солдатских депутатов, разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля. После Октябрьской революции Малевич создал декорации и костюмы для постановки «Мистерии-буфф» Владимира Маяковского, написал теоретическую работу «О новых системах в искусстве», вместе с Марком Шагалом в Витебске руководил мастерской и преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров, экспонировал свои картины в Австрии и Германии, преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 состоялась его персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, а в 1932 году Малевич стал руководителем экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее в Петербурге.
Конечно, главное, что привлекло внимание слушателей, - это рассказ о картине «Чёрный квадрат» (1915 г.) - подлиннике, с которого впоследствии делались авторские повторения. Картина, хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне. Сам художник считал, что «Чёрный квадрат» - это лучшее, что он написал в своей жизни. И даже траурная процессия похорон Малевича, который умер после тяжёлой болезни, подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни.
Дудко Л.Н. - руководитель УМЦ русского языка РЦНК г. Душанбе,
Тиллаев Р.С. - координатор проекта "Русский музей: виртуальный филиал" (Таджикистан, Душанбе)
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #online_exhibition
- #online_event
- #мультимедийная_выставка
- #virtual_tour
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary