26 сентября 2019
Лекция «Илья Репин. Занимательная антропология»
«В каком бы ракурсе не рассматривалось отечественное искусство, очень скоро (практически сразу) на исследовательском горизонте появляется фигура Репина — самая культовая фигура в пантеоне художников постбрюлловской эпохи. Так уж случилось, что буквально все, происходившее в передвижнической культуре и на рубеже веков, вращалось вокруг него, либо развивая его идеи, либо полемизируя с ними». В.А. Леняшин
Имя и искусство Репина занимают особое место в мировоззрении современного русского человека: вследствие беспрецедентных усилий советской пропаганды он воспринимается как едва ли не главный отечественный живописец всех времен, выразивший какие-то вневременные истины о своей стране, народе, культуре.
Большая представительная выставка должна помочь позиционировать Илью Ефимовича в контексте его времени и в идейной атмосфере, перед лицом тех глубоких профессионально-художественных и социальных перемен, свидетелем которых ему довелось стать. Предваряя выставку, лекция А.А. Курбановского знакомит с узловыми проблемами творчества Репина, на широком философско-эстетическом и артистическом фоне эпохи.
Подписаться и смотреть лекцию на Медиапортале Русского музея
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции