Новости и события

14 ноября 2019 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

Вторая экскурсия цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

14 ноября для студентов и сотрудников университета  Нина Шершова провела экскурсию в Русском музее на тему «Искусство первой половины XVIII века.

Наше знакомство с произведениями первой половины XVIII века началось с портрета Якова Федоровича Тургенева, написанного в конце XVII столетия. В нем  заметны еще жесткость  складок и фактуры одежды, а также неуклюжесть индивидуальных черт конкретного персонажа. Этот портрет является произведением переходного стиля – от иконописного, плоскостного на деревянной основе к объемному изображению на холсте. Такие портреты назывались русским словом «парсуны», что означает изображение «персоны», то есть не некоего святого, а определенного, реально существующего человека. Прелесть таких работ – в наивном соединении архаических приемов иконописания и стремления соответствовать европейскому портретному жанру.  

Мы узнали, что конец XVII – начала XVIII века – эпоха крутых перемен не только в политике, но и культуре России. Петр I поворачивает колесо России в сторону Запада. На смену всеобщей религиозной идеологии насильственно вводится иная система ценностей и мышления. Вместо церквей и соборов все чаще строятся дворцы и особняки. Из Германии, Голландии, Франции, Италии приглашаются архитекторы, скульпторы, живописцы. Вместе с русскими мастерами они строят дворцы и особняки, украшают их портретами, видами и натюрмортами.

В начале XVIII века происходит неизбежный процесс влияния европейского художественного опыта на русскую культуру. Но еще при своей жизни Петр I всемерно содействовал появлению собственных национальных художников, архитекторов, скульпторов. До открытия в Санкт-Петербурге в 1764 Академии художеств русские мастера получали профессиональные навыки в Оружейной палате и Академии наук. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе.

Среди петровских пенсионеров, отправленных в Италию, был Иван Никитин. Еще до поездки в Италию он служил при дворе и имел преимущество писать царские портреты. Никитин написал с натуры Петра I и Екатерину I. Он вместе с братом учился во Флоренции, затем жил в Петербурге, а с 1730 – в Москве. В 1732 был арестован за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. До  1737 года содержался в Петропавловской крепости, затем сослан в Тобольск. Весной 1742 года был помилован. Точное время и место смерти художника неизвестно. Но его биография вполне отражает положение художников, близких к императорской фамилии. Менялась власть – и существенно изменялся их социальный статус. Быть придворным художником в ту пору было почетно, лестно, но и опасно. Судьба Ивана Никитина –   этому подтверждение. Одна из лучших его работ – «Портрет напольного гетмана», в котором есть что-то от портретов Тициана и Рембрандта, виденных Никитиным в Италии - темный фон, высветленное лицо, мощно и сочно написанные одежды.

Посмотрели мы и другие произведения Никитина: «Портрет Натальи Алексеевны», «Портрет царевны Прасковьи Иоановны», «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова» и «Петр I  на смертном ложе». Ведущий специалист по научно-просветительной деятельности отдела экскурсионно-лекционной работы Русского музея, кандидат искусствоведения, Нина Шершова  познакомила нас и с творчеством Андрея Матвеева, и одной из лучших его работ «Автопортрет с женой». В истории русского искусства произведение Матвеева явилось первым автопортретом.

Мы увидели, что в Русском музее представлены  работы иностранных живописцев и скульпторов, приглашенных Петром I - Иоганна Готфрида Таннауэра, Луи Каравака, Карло Бартоломео Расстрелли. Всем запомнились  отлитый из чугуна поясной скульптурный портрет Петра I и скульптурная группа «Анна Иоановна с арапчонком», выполненная из бронзы.

Мы узнали, что процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто. Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. В 1700-е, как раньше и позднее, наряду с дворцами строили церкви или переделывали старые. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка общественного сознания. Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались трагически. Среди них – Иван Вишняков, автор таинственных  и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Вишняков много и успешно работал  как иконописец, расписывал стены и плафоны дворцов. Эти его творения не сохранились. В портретах Фермор -  еще плоскостное решение пространства и экономное отношение к цвету, присущее иконописи. Но эти портреты уже близки к европейским образцам. Виртуозно передана роскошь костюмов, несколько театральные позы сочетаются с трогательной детскостью.

Чуть позднее портретный жанр стал самым популярным в России, как и во всей Европе. Камерные, небольшие и огромные, парадные изображения знати составляют важную часть собрания Русского музея.  Нина Викторовна познакомила нас с произведениями Алексея Антропова и Ивана Аргунова, такими как: «Портрет М.А. Румянцевой», «Портрет Петра III», «Портрет Ф.И. Краснощекова», «Портрет графини А.К. Воронцовой», парные портреты князя И.И. Лобанова-Ростовского и его супруги княгини Е.А. Лобановой-Ростовской», в которых  также сохраняются отголоски средневековых традиций.  

Увидели мы и мозаичные портреты знаменитой Ломоносовской художественной мастерской и шпалеры Петербургской шпалерной мануфактуры.

В XVIII  веке в  России стали создаваться полотна исторического жанра, прежде всего на темы из Библии и мифологии. Мы смогли ознакомиться с работами Антона Лосенко («Зевс и Фетида» и «Владимир и Рогнеда») и Григория Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря»).

На экскурсии в Русском музее мы смогли узнать много нового и интересного не только о произведениях искусства первой половины XVIII века, но и об истории Санкт-Петербурга и России в целом.

 

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: