Новости и события

Рефлексия на фоне самоизоляции Сланцы, библиотека (Лен. обл.)

Эхо выставки «Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века»

Живопись тот же текст. Иногда в стихотворной, иногда в прозаичной форме. Но всегда ли нам нравится, когда автор «разжевывает» мысли и чувства героя и сверху добавляет свои, чтоб уж наверняка не осталось места для сотворчества? Такую живопись называют иллюстративной в не лучшем смысле этого слова.

Так это часто делали реалисты-передвижники. Кто-то применяет весь многопоколенный опыт мастеров-академиков, чтобы написать статью, а кто-то в пяти простейших фразах умещает роман, в ходе прочтения которого зрителю вверяется домыслить, со-творить чуть ли не большую часть сюжета. Зритель хочет трудиться вместе с автором. Дайте ему такую возможность. Экспрессионисты дают…

И в продолжение темы о со-творчестве я хочу рассказать о книге, с которой я познакомилась после своего отклика на экспрессионизм.

Культура – носитель генома нации. Искусство – часть культуры. Не бывает плохого и хорошего искусства – «это факт». Но есть дискуссия о назывании и о форме. Многие из читателей, конечно же, знают про существовавшее в советское время противостояние между официальным искусством в духе социалистического реализма и так называемым формализмом.

Вы можете ответить сейчас на вопрос – что же такое «формализм» и почему его не любила советская номенклатура? Почему сторонники декламации и закрытой формы упрекали других художников в следовании форме? Пониманию цинизма, а порой и глупости официальной стороны поможет изданная Российской академией художеств книга «Феномен открытой формы в искусстве XX века».

Главное, что предлагает нам автор – понимание сути искусства – приглашение к сотворчеству. «Современному художнику нужен не наблюдатель, а соавтор, нередко именно зрителю выпадает в буквальном смысле доделать, достроить, довоплотить лишь контурно заявленную форму – прикосновением, звуком голоса, движением взгляда» - пишет автор, кандидат философских наук Сергей Сергеевич Ступин. Он говорит нам о причинах непреходящей ценности классических произведений искусства (не путать с классицизмом в живописи) и о роли нас с вами в развитии культуры.

Каждый зритель и читатель – субъект культурного процесса. Не надо говорить – «я не понимаю», «это не для нас». Не умаляйте свою ценность, доверяйте себе.

 

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: