24 декабря 2021
Онлайн-лекция «Запасной выход: архитектура и искусство предметной среды в эпоху "застоя". 1965-1985»
Лекция из цикла «Новейшие течения в выставках. Как они делаются?» познакомила зрителей с проектом экспозиции, которая еще только готовится к открытию. Выставка «Запасной выход: архитектура и искусство предметной среды в эпоху застоя. 1965-1985» будет посвящена одному из интереснейших периодов в истории советского искусства. Экспозиция станет продолжением выставки «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт», посвященной искусству 1950-х – 1960-х годов.
В отличии от стремления к единообразию и чистоте форм, столь свойственных периоду «оттепели», искусство 1970-х – 1980-х годов отличалось интересом к индивидуальным художественным решениям, переходом от «пользы» к «красоте». Материал, избранный кураторами выставки «Запасной выход: архитектура и искусство предметной среды в эпоху застоя. 1965-1985» – пространственная среда, созданная архитектурой, дизайном, декоративно-прикладным искусством. Это дает возможность единого взгляда на поле искусства, где не существовало разделения на официальное и неофициальное. Такое искусство было для культуры 70-х - 80-х запасным выходом, а понятие «красоты» приобрело в этот период чуть ли не полную автономию.
Зрители трансляции узнали о том, как эволюция формы в 1970-х – 1980-х годах отражала изменения художественного сознания, о параллельных линиях в советском и европейском искусстве и предметной среде, об интересных экспериментах в прогрессивных институциях (ВНИИТЭ, ЛЕНЗНИИЭП), в знаменитых домах моды Ленинграда и Москвы (ЛДМО, ЛДМО), где разрабатывался актуальных подход к красоте и стилю.
Трансляция лекции прошла на Youtube канале «Виртуальный Русский музей», Медиапортале и в социальных сетях Русского музея.
В 1971 г. окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, с 1971 работает в Государственном Русском музее.
Старший научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (AICA).
Постоянно занимается коллекционированием произведений для собрания государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это весьма специфические коллекции, представляющие интересные локальные явления российского и, в частности, петербургского искусства - скульптура, теряющая черты своей пластической наполненности и обретающая качества пространственной инсталляции, или, наоборот, скульптура, пластические черты которой -может быть, последняя реалия, сохранившаяся в петербургской школе; не зафиксированный советскими искусствоведами стиль ар деко (art deko), давший уникальные произведения в текстиле и фарфоровой пластике; современный дизайн, который в классическом его понимании не характерен для русского искусства, представляющего редкие работы новой школы.
Как экспозиционера и куратора выставок современного искусства, ее увлекает задача создания "образа" искусства, соединения разных по видам и временам произведений, репрезентации стилей и связанных с этим экспозиционных проблем.