Новости и события

25 апреля 2022 Ярославль (Центр им. В.В. Терешковой)

«Русское искусство: "КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ" ИЛИ ОТМЕНА КУЛЬТУРЫ?» Межвузовский семинар студентов ЯрГУ имени П.Г.Демидова и ЯГПУ имени К.Д. Ушинского в рамках проекта «Век Русского музея. Русский музей: виртуальный филиал»

25 апреля 2022 года в интерактивном классе Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой» в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялся межвузовский семинар студентов ЯрГУ имени П.Г.Демидова и ЯГПУ имени К.Д.Ушинского на тему «Русское искусство: "культура отмены" или отмена культуры?».

От имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилёвой участников семинара приветствовала заместитель директора по науке Екатерина Тихомирова. Медиатор – редактор методического отдела Центра Ирина Григорьева, член Союза журналистов России. Экспертом выступила Любовь Геннадьевна Антонова – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики коммуникации ЯрГУ имени П.Г.Демидова.

«Новая реальность» сегодня – это гонения «коллективного запада» на всё русское, доходящие до полного абсурда оголтелые дискриминационные выпады. Россиян буквально вынуждают отвечать на эти вызовы. По данному поводу Президент Российской Федерации В.В.Путин заметил, что «…пресловутая "культура отмены" превратилась в отмену культуры». Смешны ревностные потуги «заканселить» Достоевского и Шостаковича, Гагарина и Чайковского, Толстого и Прокофьева.

К счастью, не все страны и города мира слепо следуют стадному чувству, подхватывая вирус зоологической русофобии. Именно сейчас в городе Малага (испанская Андалусия), на малой родине знаменитого Пабло Пикассо, в историческом здании Табакалеры – бывшей табачной фабрики с успехом продолжает свою работу филиал Государственного Русского музея: он экспонирует всемирно известные творения русских мастеров, включая работы Казимира Малевича и Василия Кандинского.

Разговор об эпатажном эксперименте в искусстве, о творческом поиске нового, об авангардизме, его направлениях, течениях и наиболее ярких представителях иллюстрировал фильм из медиатеки Русского музея «Казимир Малевич. Опера "Победа над Солнцем"». Анимационная лента – мастерски выполненная Русским музеем мультимедийная реконструкция одного из вариантов знакового программно-футуристического произведения, поставленного в 1913 году в Санкт-Петербурге: скандального спектакля-оперы «Победа над Солнцем». Её авторы – поэт Алексей Кручёных, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич собирались перевернуть основы представления о театре конкретным выражением алогизма в слове, изображении и музыке.

Одна из наиболее провокационных постановок в XX столетия, по замыслу авторов, должна была открыть новую дорогу театру в невероятное будущее, построенное футуристическими «будетлянами» – сразу после тотального разрушения всего старого. Разрушать – не строить, последствия могут быть катастрофическими, и на перекрёстках истории по прошествии времени это проявляется особенно отчётливо.

Тему эксперимента в искусстве в Звёздном зале планетария на сферическом экране продолжил полнокупольный сеанс арт-хаусного кино ХХI века «Прогулка по Луне»Clea T. Waite). Лунная программа по-прежнему ждёт своих героев! Всегда уместно посмотреть на Луну по-новому, креативно совмещая искусство и науку: от авангарда научных исследований до древнейших архетипических мифов, сочетая традиционный киномонтаж, трёхмерную компьютерную анимацию и цифровой композитинг. Саунд-трек здесь органично впитывает всё: микширует оригинальную музыку с поэтическими текстами разных времен и народов, обрывками современных поп-хитов и таинственно-непонятными звуками Космоса.

Космическими могут быть и глупость, и гениальность, но второе – явно предпочтительнее. В сегодняшней реальности стереотипы восприятия рушатся, а новые формы и форматы искусства, в том числе цифровые, порождают и моментально тиражируют и образцы резко эпатажного альтернативного восприятия. Фактическое отражение окружающего мира соперничает со спорными направлениями и жесткими методами создания произведений, подобных некрореализму или пластинации, справедливо вызывающих эстетическое отторжение у большинства зрителей («искусство или глумление?»).

Но по большому счёту КУЛЬТУРА – это именно то, что делает нас людьми, что позволяет человеку не терять человеческий облик. Российская культура, пройдя через множество жестоких испытаний и невосполнимых утрат, всё же бережно сохранила в исторической памяти всё самое ценное, созданное в веках различными мастерами в самых разнообразных стилях, течениях, направлениях и материалах.

И ОТМЕНИТЬ ЭТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОДЫ – ПОПРОСТУ НЕВОЗМОЖНО!

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: