Новости и события

17 сентября 2022 Казань

Встреча с архитектором Ильдаром Тазеевым, внуком народного мастера Бикмуратова Габдельхака Габделькаюм углы

17 сентября на выставке Шамаиль-арт состоялась встреча с Ильдаром Тазеевым, архитектором, руководителем Макетной мастерской «АРХИТИП», внуком народного мастера Бикмуратова Габдельхака Габделькаюм углы. Бикмуратов Габдельхак хазрат (31.01.1927 – 23.12.2015) - народный мастер из села Шали Пестречинского района Республики Татарстан, который за долгую жизнь, по словам самого мастера, создал более пятидесяти традиционных татарских шамаилей на стекле. Сохранившаяся коллекция шамаилей, состоит из 7 произведений, выполненных в традициях народного искусства, – на обратной стороне стекла, с подсветкой из фольги, – оказалась единственной известной на сегодняшний день, принадлежащей руке одного мастера.

Участниками встречи стали студенты Казанского филиала Российской международной академии туризма.

Это был интересный и важный разговор о народном мастере шамаилей, судьбе человека, его непростой жизни,  жизнерадостном характере, стремлении найти красоту, поиске духовности, пути к вере.

Все шамаили были созданы в период с 50-х по 80-е гг. XX в. селе Шали Пестречинского района РТ, где почти 30 лет (с 1982 по 2010 гг.) Габдельхак Бикмуратов исполнял должность имам-хатиба. Как видно, традиции народного исламского религиозного искусства в технике живописи на стекле усилиями татарских мастеров получили дополнительное развитие в период «хрущевской оттепели» послевоенного времени советской эпохи.

Сам Габдельхак вспоминал: «Трудные времена были. Надо кормить семью, работаем в колхозе, а деньги за работу не выдают, только трудодни. На последние деньги купили инструменты столярные, сам сделал верстак. Сначала сделал рамы для шамаилей, потом с колхозной фермы (животноводческой) принес куски разбитого стекла, нарезал их, потому что их в магазине не было, да и денег тоже. Нужны были краски. Жена где-то достала куски битума. Я растворил их в бензине – получилась чёрная краска. Разия из Казани привезла масленые краски. Я сначала делал трафарет из бумаги, на котором арабской вязью в зеркальном отражении писал суры из Корана, потом накладывал на стекло трафарет и закрашивал бронзовой и серебряной красками. Когда краска высыхала, сверху закрашивал битумом, некоторые места украшал фольгой. Чтобы было красиво и напоминало людям об Аллахе, рисовал на шамаилях мечети. Потом кто-то дал мне рисунок с изображением пальмы, я начал рисовать и пальмы. Когда не было денег, продавал шамаили. Многие свои работы я просто дарил людям и знакомым. Шамаили делал зимой, когда в колхозе работы было поменьше».

Любовь к сакральным текстам передалась Габдельхаку от матери, читавшей Коран и соблюдавшей религиозные предписания, а умение и художественное ремесло – от отца-плотника. Не случайно рамы для своих произведений Габдельхак мастерил сам. Любовь к искусству передалась по наследству и к внуку – молодому дизайнеру Ильдару Тазееву, усилиями которого имя его легендарного деда, хаджи Бикмуратова Габдельхака Габделькаюм углы, стало известно сегодня широкой общественности

Народное искусство шамаиля стало также частью рассказа сотрудников музея о конкурсе «Сокровища народного искусства» , организованным Государственным Русским музеем, участие в котором станет возможностью сберечь память о народном мастере и рассказать о нем наиболее большему количеству людей.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: