Неизвестный художник. Взятие Азова
Картина «Взятие Азова» (1702) является примером отражения в русском искусстве Петровского времени реального исторического события. Тогда в результате Азовских походов царя Петра Алексеевича Османская империя потерпела первое крупное поражение, а Россия закрепилась в устье Дона и получила доступ к южным морям. Взятие турецких крепостей уподобляется падению библейских городов Вавилона и Капернаума, символизировавших грех неверия и потому обреченных на гибель.
Показать полный текстОгромный камень-гора, изображенный внизу аллегорической картины в центре водной протоки, означающей одновременно реку Дон и Азовское море, напоминает о значении имени Петр (камень), данном Христом своему ученику Симону, и определяет роль Петра I в утверждении истинной православной веры на бывших турецких землях.
Юный Петр изображен во главе войска, под ногами которого помещены чудовищный дракон Османская империя – и еще один страшный враг – «шведский адский лев», по словам самого Петра, объявившего ему войну вскоре после Азова. Центральное место в картине занимает образ Божией матери на фоне орла с коронованными головами и распростертыми крыльями, положивший начало иконографическому типу Богоматери Азовской.