Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Екатеринбург

Абонементы Центра музейной педагогики ЕМИИ для организованных групп детей дошкольного и школьного возраста

Занятия направлены на развитие у детей способности чувствовать и понимать произведения изобразительного искусства. В процессе разностороннего эстетического развития дети получат систематические знания по искусству в соответствии со своими возрастными особенностями. Занятия с детьми по музейным абонементам предполагают проведение экскурсий и творческую работу детей на пройденную тему занятия; при необходимости возможна презентация дополнительного визуального ряда.  

«Сказочная страна музея» для дошкольников. 6 — 8 занятий

Музейный абонемент «Сказочная страна музея» для дошкольников. 6 — 8 занятий:
  • Первая встреча с музеем;
  • Такие разные искусства;
  • Краски осени;
  • Секреты мастеров;
  • Зимние узоры;
  • Сказочные герои в музее (в живописи и скульптуре);
  • Весенние цветы;
  • Итоговое занятие «Открываем свою выставку» (выставка детских работ - на стенде дети иголочками закрепляют свои работы, но только те, которые они выберут сами из своих работ, выполненных в музее в течение года).
 
Музейные абонементы для школьников
«В гостях у музея» для младшего школьного возраста. 6 - 8 занятий:
  • Что такое музей? (какие бывают музеи, правила поведения в музее и т.д.);
  • В поисках уральских сокровищ (Каслинский павильон и камнерезное искусство — скульптура и ДПИ);
  • Жанры живописи. Портрет;
  • Волшебные краски природы (пейзаж и натюрморт);
  • История в живописи (историческая картина, мифологическая картина, религиозная картина);
  • В мире животных (анималистический жанр в живописи, скульптуре, ДПИ);
  • Звуки и краски весны (изобразительное искусство и музыка);
  • Итоговое занятие «Что мы узнали о музее?» (можно в виде детских рисунков, которые дети также самостоятельно разместят на стенде).
 
«Вокруг света с музеем» для младшего и среднего школьного возраста. 6 занятий. 
  • Россия. У истоков русского искусства. Народные промыслы и ремесла + м/кл «Оберег из глины»; 
  • Африка. Египетский рисунок. Тайны фараонов в иероглифах + м/кл Рисунок в технике граттаж; 
  • Древняя Греция. Мир античной мифологии в изобразительном искусстве (в скульптуре и живописи) + м/кл Лепка из керамической массы; 
  • Страны Западной Европы. Портрет как отражение эпохи. История костюма и моды + м/кл «Сошьем» костюм в технике коллаж; 
  • Америка. Самые известные музеи и их коллекции (виды и жанры искусства) + м/кл Монотипия; 
  • Урал. В поисках уральских сокровищ (Каслинский павильон и камнерезное искусство — скульптура и ДПИ) + м/кл «Уральский пейзаж» (работаем с цветным песком, создавая насыпные картинки).

  «Эстетические основы искусства» для среднего школьного возраста. Первый год музейных занятий. Мультимедиа + экспозиция + задание для детей. 6 - 8 занятий.

  • У истоков русского искусства. Народные промыслы и ремесла.
  • Мир античной мифологии в изобразительном искусстве (в скульптуре, живописи).
  • Художественная грамота: основы композиции, светотени. Их значение для передачи замысла художника и эмоционального восприятия зрителем.
  • Как создаются большие картины. Историческое событие и его отражение в искусстве.
  • Религия и искусство. Библейские сюжеты в живописи.
  • Портрет как отражение эпохи. История костюма и моды.
  • Искусство книжной иллюстрации. Литература и графика.
  • Итоговое занятие — музейная игра «Арт-ребус. Слагаемые шедевра».
   
«Словарь искусства» для среднего школьного возраста. 6 — 8 занятий (Великие мастера русской живописи и художественные объединения XIX – XX вв.). Второй год музейных занятий:
  • Виды искусства и жанры живописи;
  • Стили и направления в искусстве. Русские романтики конца XVIII — начала XIX в. (В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский);
  • «Правда жизни» в полотнах художников-передвижников;
  • «Впечатление в красках» (русские импрессионисты);
  • «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и др.);
  • Уральские художники — выпускники Академии художеств;
  • Судьба художника (например, творчество Б. М. Кустодиева);
  • Итоговое занятие — викторина по залам музея.
 
«История европейского искусства» для среднего и старшего школьного возраста. 6 - 8 занятий:
  • История в живописи. История европейской живописи;
  • Мир античной мифологии в скульптуре и живописи;
  • Искусство Средневековья. Архитектура, скульптура и литература как синтез искусств;
  • Религия и искусство. Библейские сюжеты в скульптуре и живописи эпохи Возрождения;
  • Декоративность и монументальность живописных композиций в эпоху барокко;
  • Основы композиции и светотени в классицистической живописи;
  • Романтизм в литературе и живописи первой четверти XIX столетия;
  • Основные школы живописи второй половины XIX века: прерафаэлиты, импрессионисты, символисты. Эстетика модерна.
 
«Изобразительное искусство и литература. Синтез искусств и стилистические параллели» для старшего школьного возраста. 4 — 6 занятий (возможна разработка занятий по индивидуальным заявкам групп согласно их обучающей программе):
  • Мифологические и библейские сюжеты живописи;
  • Романтизм в литературе и живописи первой четверти XIX столетия;
  • Передвижники и писатели-демократы;
  • Синтез искусств Серебряного века;
  • Авангардные тенденции в русском изобразительном искусстве и поэзии 1920-х гг.;
  • Модернизм как новая эстетика художников и литераторов второй половины XX века.

 Абонемент на занятия «Юный музейщик»

(5-6 занятий для школьников 9-15 лет, желающих узнать больше про музейное дело)

Среди задач этой программы сформировать у школьников представление о музее как об  особой эстетической и художественной среде, активизировать интерес к музейным профессиям, научить бережному отношению к экспонатам музея и общему пониманию значения общекультурного наследия человечества. Занятия состоят из теоретической и практической частей, а также предполагают исследовательскую деятельность школльников.

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств: история создания и формирования коллекции. Как вещь становится музейным экспонатом?
  • Секреты профессии. Музейные работники XXI века.
  • Куратор выставки. Что он должен знать и уметь?
  • Маркетинговые технологии в современном музейном пространстве.
  • Отчего картины «болеют»? И кто им может помочь? Поговорим о реставраторах.
  • В мастерской художника.

 

 

 

Абонемент «Нескучные беседы об искусстве. Школа начинающего искусствоведа» для взрослой аудитории. I курс.

(ЕМИИ, ул. Воеводина, 5)

Основы искусства, этапы его развития и эстетика, стили в искусстве и выдающиеся имена художников, скульпторов, архитекторов — эти аспекты будут рассмотрены на 20 занятиях первого курса и 16 занятиях второго курса, разработанных для тех слушателей, кто интересуется историей европейского и русского искусства. Цикл занятий I курса состоит из пяти блоков: Архитектура, Скульптура, Графика, Живопись, Декоративно-прикладное искусство. Темы лекций II курса посвящены истории искусства ХХ столетия.

Занятия начнутся с сентября 2016 г. и продолжатся до конца мая 2017 г. 

1) Архитектура

- Архитектурные стили ;

- Архитектура России. Национальные истоки ;

- Особенности архитектуры Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга . 

2) Скульптура как вид изобразительного искусства

  • Введение. Скульптурные материалы. Виды скульптуры. Художественный язык скульптуры. Стилистические особенности скульптуры разных эпох ;
  • Античная скульптура. Готическое искусство и скульптура. Великие скульпторы Возрождения ;
  • Скульптурные шедевры европейского искусства XVII-XIX столетий. Барокко и классицизм ;
  • Пути развития русской скульптуры конца XIX — начала XX в .

 

3) Графика как вид изобразительного искусства

  • Введение. Выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, точка). Материалы и технические средства. Виды и классификация графики. Оригинал и печатная графика ;
  • Техники и виды гравюры. История гравюры. Книжная графика ;

Рисунок. История рисунка. Графические материалы, выразительные средства  и приемы изображения. Техника рисунка ;

-        Особенности развития графического искусства в России в конце XIX столетия и в первые десятилетия XX в .

 

4) Живопись как вид изобразительного искусства

-        Введение. История живописи. Основы, материалы, приемы живописи. Жанры живописи. Стилистические особенности развития живописи в разные эпохи ;

-        Историческая картина и эпоха. Мифологические и библейские сюжеты в живописи ;

-        Портретный жанр живописи. Великие портретисты в европейском и русском искусстве ;

-        Пейзаж в мировой живописи. Национальное своеобразие европейских и русских пейзажей ;

-        Развитие бытового жанра как отражение эпохи. Интерьер в живописи ;

-        Натюрморт. История и периоды расцвета .

 

5) Декоративно-прикладное искусство

-        Культовые и обрядовые украшения древнего мира (Древний Восток, Древний Рим) и Древней Руси;

-        Классификация ДПИ. Стилистические особенности в разные эпохи: мебель, фаянс, фарфор, стекло, текстиль ;

-        Народные промыслы России .

 

 

Абонемент «Нескучные беседы об искусстве. Школа начинающего искусствоведа» для взрослой аудитории. II курс.

(ЕМИИ, ул. Воеводина, 5)

 

  • Модернизм как идея «другого искусства». От модернистских тенденций импрессионизма, постимпрессионизма, символизма и модерна к истокам авангарда: фовизму, кубизму. 1900-е — 1915 гг. 
  • Стилевые направления и течения в русском искусстве начала XX столетия (Врубель, Коровин, Серов, Малявин, Нестеров). Художественные объединения и группы («Голубая роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). 1900-е -1917гг .
  • Европейские авангардные течения 1910-х — 1920-х гг. Экспрессионисты, тальянские футуристы, обитатели парижского «Улея», «Новая вещественность» в Германии .
  • Абстрактное искусство 1910-х — 1920-х гг. (Шагал, Филонов, Малевич, Кандинский и художники «Синего всадника», кубофутуризм Гончаровой, Бурлюка и Экстер, лучизм Ларионова, орфизм Делоне, «искусство новой пластики» П. Мондриана).
  • Удивительные миры Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Павла Филонова.
  • Дадаизм и сюрреализм. 1920-е — 1930-е гг.
  • Русский неоклассицизм Зинаиды Серебряковой, древнерусские традиции в живописи Козьмы Петрова-Водкина и конструктивизм Татлина. 1920-е — 1930-е гг.  
  • Пути развития графического искусства в России 1920-х — 1930-х гг. Шедевры русского рисунка, агитационный фарфор. Основы дизайна и рекламы: Лисицкий, Родченко, Степанова, Попова.
  • Архитектура первой половины XX века (конструктивизм, Баухауз, Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, сталинский неоклассицизм).  
  • Искусство середины XX столетия. Накануне и после войны. Тоталитарное искусство Германии и соцреализм в СССР, итальянский неореализм, Альберто Джакометти, Фрэнсис Бэкон. «Герника» Пикассо. 1930-е — 1950-е гг.
  • Искусство «оттепели» и «суровый стиль» в советском искусстве 1950-х — 1960-х гг.
  • Постмодернизм в искусстве второй половины XX века. Авангардизм Э. Уорхола, акционизм К. Ольденбурга, американский гиперреализм, граффитизм Ж.-М. Баскиа, инсталляции и перформансы, лэнд-арт, оп-арт, поп-арт и соц-арт.  
  • «Неофициальное» искусство в СССР.  Нонкомформисты и концептуалисты в живописи, графике и скульптуре 1970-х гг. (Целков, Кабаков, Штейнберг, Рабичев, Сидур и др.). Свердловский андеграунд и Экспериментальная художественная выставка «Сурикова, 31» 1987 года.
  • Новый период советского графического искусства 1960-х — начала 1980-х гг. Книжная иллюстрация и сценическое искусство. Графичность и монументальность в творчестве уральских художников этого периода: В. М.  Воловича, Г. С. Мосина. М. Ш. Брусиловского, Г. С. Метелева и др.
  • Тенденции развития искусства скульптуры XX века.
  • Эпоха «проектной культуры» рубежа XX – XXI вв.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: