Екатеринбургский музей изобразительных искусств
ЕкатеринбургАбонементы Центра музейной педагогики ЕМИИ для организованных групп детей дошкольного и школьного возраста
«Сказочная страна музея» для дошкольников. 6 — 8 занятий
- Первая встреча с музеем;
- Такие разные искусства;
- Краски осени;
- Секреты мастеров;
- Зимние узоры;
- Сказочные герои в музее (в живописи и скульптуре);
- Весенние цветы;
- Итоговое занятие «Открываем свою выставку» (выставка детских работ - на стенде дети иголочками закрепляют свои работы, но только те, которые они выберут сами из своих работ, выполненных в музее в течение года).
- Что такое музей? (какие бывают музеи, правила поведения в музее и т.д.);
- В поисках уральских сокровищ (Каслинский павильон и камнерезное искусство — скульптура и ДПИ);
- Жанры живописи. Портрет;
- Волшебные краски природы (пейзаж и натюрморт);
- История в живописи (историческая картина, мифологическая картина, религиозная картина);
- В мире животных (анималистический жанр в живописи, скульптуре, ДПИ);
- Звуки и краски весны (изобразительное искусство и музыка);
- Итоговое занятие «Что мы узнали о музее?» (можно в виде детских рисунков, которые дети также самостоятельно разместят на стенде).
- Россия. У истоков русского искусства. Народные промыслы и ремесла + м/кл «Оберег из глины»;
- Африка. Египетский рисунок. Тайны фараонов в иероглифах + м/кл Рисунок в технике граттаж;
- Древняя Греция. Мир античной мифологии в изобразительном искусстве (в скульптуре и живописи) + м/кл Лепка из керамической массы;
- Страны Западной Европы. Портрет как отражение эпохи. История костюма и моды + м/кл «Сошьем» костюм в технике коллаж;
- Америка. Самые известные музеи и их коллекции (виды и жанры искусства) + м/кл Монотипия;
- Урал. В поисках уральских сокровищ (Каслинский павильон и камнерезное искусство — скульптура и ДПИ) + м/кл «Уральский пейзаж» (работаем с цветным песком, создавая насыпные картинки).
«Эстетические основы искусства» для среднего школьного возраста. Первый год музейных занятий. Мультимедиа + экспозиция + задание для детей. 6 - 8 занятий.
- У истоков русского искусства. Народные промыслы и ремесла.
- Мир античной мифологии в изобразительном искусстве (в скульптуре, живописи).
- Художественная грамота: основы композиции, светотени. Их значение для передачи замысла художника и эмоционального восприятия зрителем.
- Как создаются большие картины. Историческое событие и его отражение в искусстве.
- Религия и искусство. Библейские сюжеты в живописи.
- Портрет как отражение эпохи. История костюма и моды.
- Искусство книжной иллюстрации. Литература и графика.
- Итоговое занятие — музейная игра «Арт-ребус. Слагаемые шедевра».
- Виды искусства и жанры живописи;
- Стили и направления в искусстве. Русские романтики конца XVIII — начала XIX в. (В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский);
- «Правда жизни» в полотнах художников-передвижников;
- «Впечатление в красках» (русские импрессионисты);
- «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и др.);
- Уральские художники — выпускники Академии художеств;
- Судьба художника (например, творчество Б. М. Кустодиева);
- Итоговое занятие — викторина по залам музея.
- История в живописи. История европейской живописи;
- Мир античной мифологии в скульптуре и живописи;
- Искусство Средневековья. Архитектура, скульптура и литература как синтез искусств;
- Религия и искусство. Библейские сюжеты в скульптуре и живописи эпохи Возрождения;
- Декоративность и монументальность живописных композиций в эпоху барокко;
- Основы композиции и светотени в классицистической живописи;
- Романтизм в литературе и живописи первой четверти XIX столетия;
- Основные школы живописи второй половины XIX века: прерафаэлиты, импрессионисты, символисты. Эстетика модерна.
- Мифологические и библейские сюжеты живописи;
- Романтизм в литературе и живописи первой четверти XIX столетия;
- Передвижники и писатели-демократы;
- Синтез искусств Серебряного века;
- Авангардные тенденции в русском изобразительном искусстве и поэзии 1920-х гг.;
- Модернизм как новая эстетика художников и литераторов второй половины XX века.
Абонемент на занятия «Юный музейщик»
(5-6 занятий для школьников 9-15 лет, желающих узнать больше про музейное дело)
Среди задач этой программы сформировать у школьников представление о музее как об особой эстетической и художественной среде, активизировать интерес к музейным профессиям, научить бережному отношению к экспонатам музея и общему пониманию значения общекультурного наследия человечества. Занятия состоят из теоретической и практической частей, а также предполагают исследовательскую деятельность школльников.
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств: история создания и формирования коллекции. Как вещь становится музейным экспонатом?
- Секреты профессии. Музейные работники XXI века.
- Куратор выставки. Что он должен знать и уметь?
- Маркетинговые технологии в современном музейном пространстве.
- Отчего картины «болеют»? И кто им может помочь? Поговорим о реставраторах.
- В мастерской художника.
Абонемент «Нескучные беседы об искусстве. Школа начинающего искусствоведа» для взрослой аудитории. I курс.
(ЕМИИ, ул. Воеводина, 5)
Основы искусства, этапы его развития и эстетика, стили в искусстве и выдающиеся имена художников, скульпторов, архитекторов — эти аспекты будут рассмотрены на 20 занятиях первого курса и 16 занятиях второго курса, разработанных для тех слушателей, кто интересуется историей европейского и русского искусства. Цикл занятий I курса состоит из пяти блоков: Архитектура, Скульптура, Графика, Живопись, Декоративно-прикладное искусство. Темы лекций II курса посвящены истории искусства ХХ столетия.
Занятия начнутся с сентября 2016 г. и продолжатся до конца мая 2017 г.
1) Архитектура
- Архитектурные стили ;
- Архитектура России. Национальные истоки ;
- Особенности архитектуры Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга .
2) Скульптура как вид изобразительного искусства
- Введение. Скульптурные материалы. Виды скульптуры. Художественный язык скульптуры. Стилистические особенности скульптуры разных эпох ;
- Античная скульптура. Готическое искусство и скульптура. Великие скульпторы Возрождения ;
- Скульптурные шедевры европейского искусства XVII-XIX столетий. Барокко и классицизм ;
- Пути развития русской скульптуры конца XIX — начала XX в .
3) Графика как вид изобразительного искусства
- Введение. Выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, точка). Материалы и технические средства. Виды и классификация графики. Оригинал и печатная графика ;
- Техники и виды гравюры. История гравюры. Книжная графика ;
Рисунок. История рисунка. Графические материалы, выразительные средства и приемы изображения. Техника рисунка ;
- Особенности развития графического искусства в России в конце XIX столетия и в первые десятилетия XX в .
4) Живопись как вид изобразительного искусства
- Введение. История живописи. Основы, материалы, приемы живописи. Жанры живописи. Стилистические особенности развития живописи в разные эпохи ;
- Историческая картина и эпоха. Мифологические и библейские сюжеты в живописи ;
- Портретный жанр живописи. Великие портретисты в европейском и русском искусстве ;
- Пейзаж в мировой живописи. Национальное своеобразие европейских и русских пейзажей ;
- Развитие бытового жанра как отражение эпохи. Интерьер в живописи ;
- Натюрморт. История и периоды расцвета .
5) Декоративно-прикладное искусство
- Культовые и обрядовые украшения древнего мира (Древний Восток, Древний Рим) и Древней Руси;
- Классификация ДПИ. Стилистические особенности в разные эпохи: мебель, фаянс, фарфор, стекло, текстиль ;
- Народные промыслы России .
Абонемент «Нескучные беседы об искусстве. Школа начинающего искусствоведа» для взрослой аудитории. II курс.
(ЕМИИ, ул. Воеводина, 5)
- Модернизм как идея «другого искусства». От модернистских тенденций импрессионизма, постимпрессионизма, символизма и модерна к истокам авангарда: фовизму, кубизму. 1900-е — 1915 гг.
- Стилевые направления и течения в русском искусстве начала XX столетия (Врубель, Коровин, Серов, Малявин, Нестеров). Художественные объединения и группы («Голубая роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). 1900-е -1917гг .
- Европейские авангардные течения 1910-х — 1920-х гг. Экспрессионисты, тальянские футуристы, обитатели парижского «Улея», «Новая вещественность» в Германии .
- Абстрактное искусство 1910-х — 1920-х гг. (Шагал, Филонов, Малевич, Кандинский и художники «Синего всадника», кубофутуризм Гончаровой, Бурлюка и Экстер, лучизм Ларионова, орфизм Делоне, «искусство новой пластики» П. Мондриана).
- Удивительные миры Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Павла Филонова.
- Дадаизм и сюрреализм. 1920-е — 1930-е гг.
- Русский неоклассицизм Зинаиды Серебряковой, древнерусские традиции в живописи Козьмы Петрова-Водкина и конструктивизм Татлина. 1920-е — 1930-е гг.
- Пути развития графического искусства в России 1920-х — 1930-х гг. Шедевры русского рисунка, агитационный фарфор. Основы дизайна и рекламы: Лисицкий, Родченко, Степанова, Попова.
- Архитектура первой половины XX века (конструктивизм, Баухауз, Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, сталинский неоклассицизм).
- Искусство середины XX столетия. Накануне и после войны. Тоталитарное искусство Германии и соцреализм в СССР, итальянский неореализм, Альберто Джакометти, Фрэнсис Бэкон. «Герника» Пикассо. 1930-е — 1950-е гг.
- Искусство «оттепели» и «суровый стиль» в советском искусстве 1950-х — 1960-х гг.
- Постмодернизм в искусстве второй половины XX века. Авангардизм Э. Уорхола, акционизм К. Ольденбурга, американский гиперреализм, граффитизм Ж.-М. Баскиа, инсталляции и перформансы, лэнд-арт, оп-арт, поп-арт и соц-арт.
- «Неофициальное» искусство в СССР. Нонкомформисты и концептуалисты в живописи, графике и скульптуре 1970-х гг. (Целков, Кабаков, Штейнберг, Рабичев, Сидур и др.). Свердловский андеграунд и Экспериментальная художественная выставка «Сурикова, 31» 1987 года.
- Новый период советского графического искусства 1960-х — начала 1980-х гг. Книжная иллюстрация и сценическое искусство. Графичность и монументальность в творчестве уральских художников этого периода: В. М. Воловича, Г. С. Мосина. М. Ш. Брусиловского, Г. С. Метелева и др.
- Тенденции развития искусства скульптуры XX века.
- Эпоха «проектной культуры» рубежа XX – XXI вв.