Лодейнопольский центр внешкольной работы "Дар"
Лодейное Поле, Ленинградская область"Музейная азбука"
Программа «Музейная азбука» для учащихся первого класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры, предназначена для детей 6–7 лет, проявляющих интерес к данной деятельности.
Музейно-педагогическая программа «Музейная азбука» разработана на основе программы «Здравствуй музей!» (Раздел «Мир музея», блок «Учись смотреть и видеть») Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея г.Санкт-Петербурга; авторы Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Т.А. Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова.
Цель: формирование у учащихся эстетических и духовно-нравственных качеств личности и ценностного отношения к изобразительному искусству, музею и художественной культуре в целом на основе творческого восприятия окружающей среды и взаимодействия музея с учреждениями образования.
Задачи:
обучающие:
- сформировать первоначальные знания о терминах и понятиях, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности;
- формировать представление о видах изобразительного искусства — живописи, графике, скульптуре,
- формировать представление о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов;
- формировать представления о работе над художественным замыслом и воплощения его в произведения изобразительного искусства;
развивающие:
- развивать способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира;
- развивать навыки восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.
- развивать способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведениях искусства;
- развивать навыки интерпретации произведения искусства;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать визуальное мышление, наблюдательность в сфере событий, действий, сюжета;
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
- формировать представления о красоте и разнообразии окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения: формулировать свое мнение и участвовать в дискуссии;
- воспитывать стремление использовать полученные знания в жизни;
- воспитывать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- воспитывать внутреннюю духовную потребность в постоянном посещении музеев;
- воспитывать зрительскую и музейную культуру.
Реализация проекта направлена на развитие познавательных и творческих способностей ребенка средствами и методами музейной педагогики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и реализуется с использованием интеллектуальной и технической базы Центра информационных технологий, ресурсов виртуального филиала Русского музея.
Искусство – неотъемлемая часть жизни человека во все исторические периоды его развития. В своем стремлении постичь мир, соединяя смысловые понятия пространства и времени, тела и духа, интеллекта и эмоций, человек всегда обращался к искусству.
Особую роль в жизни ребенка играет музей, являющийся средой, в которой внешний, отраженный в памятниках искусства мир явлений и событий, и внутренний, личностный мир человека неразрывно и органично сопрягаются. Формируется художественное восприятие окружающего мира, в котором сочетаются ценности культурно – исторического наследия и современный художественный опыт.
Практика сетевого взаимодействия музея, школы и образовательного учреждения дополнительного образования, находит свое отражение в программе, которая является действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, должна быть направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.