Лодейнопольский центр внешкольной работы "Дар"
Лодейное Поле, Ленинградская область«Здравствуй музей!»
Программа «Здравствуй музей!» для учащихся второго класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства.
Цель: формирование у учащихся эстетических и духовно-нравственных качеств личности и ценностного отношения к изобразительному искусству, музею и художественной культуре в целом на основе творческого восприятия окружающей среды и взаимодействия музея с учреждениями образования.
Задачи:
обучающие:
- сформировать первоначальные знания о терминах и понятиях используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности;
- сформировать представление о видах изобразительного искусства — живописи, графике, скульптуре, архитектуре и народном искусстве;
- сформировать представление об основных жанрах изобразительного искусства;
- сформировать представление о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов;
- сформировать представления о работе над художественным замыслом и воплощения его в произведения изобразительного искусства;
развивающие:
- развивать ассоциативного мышление и творческое воображение;
- развивать навыки восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.
- развивать способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведениях искусства.
- развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира;
- развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве;
- развитие интереса к коллекциям художественных музеев;
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие художественного восприятия и навыков интерпретации произведения искусства;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к музейному предмету как части материальной и духовной культуры;
- воспитывать внутреннюю духовную потребность в постоянном посещении музеев;
- воспитывать интерес к изобразительной творческой деятельности;
- воспитывать нравственные чувства и качества; нравственное самоопределение на основе жизненно-ценностных ориентиров – гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства;
Программа «Здравствуй музей!» разработана на основе программы «Здравствуй музей!» (Раздел «Мир музея», блок «Введение в музей») Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея г.Санкт-Петербурга; авторы Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Т.А. Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова. Данная программа предназначена для детей 7 – 8 лет (мальчиков и девочек), проявляющих интерес к данной деятельности.
В результате изучения курса учащийся будет знать/понимать:
- типы музеев, а также термины и понятия, используемые в искусстве и музейной деятельности;
- виды изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура,
- способы создания произведений изобразительного искусства, материалы и инструменты художников, графиков, скульпторов;
уметь:
- словесно рассказать об увиденном, дать устную характеристику предмету или событию;
- сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства, иметь понятие об их принципиальных отличиях и особенностях;
- сравнивать предмет и форму;
- внимательно рассматривать произведения живописи, скульптуры, архитектуры;
- пытаться самостоятельно рассуждать о произведении искусства;
- выполнять учебные и творческие задания.
По окончанию курса «Здравствуй музей!» будут развиты:
- способность образно-ассоциативного мышления (наблюдательность, внимание, представления, воображение, фантазии);
- познавательный интерес к ценностному потенциалу музея любого типа;
- духовно – нравственная потребность в постоянном посещении музея;
- бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- музейная этика;
- будут знать термины, используемые в искусстве, архитектуре и музейной деятельности;
В результате освоения образовательной программы будут сформированы следующие УУД:
Личностные:
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- ценностная и морально-этическая ориентация – соблюдение нравственных норм поведения, умение находить выход в той или иной жизненной ситуации, доброжелательное отношение к окружающим, умение сопереживать и сострадать, проявлять милосердие;
Метапредметные:
Регулятивные – организация учащимся своей учебной деятельности.
Умеет высказывать свои мысли, стремиться преодолевать вредные привычки, совершать добрые поступки.
Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность со сверстниками и взрослыми. Умеет слушать и слышать других и радоваться общению. Имеет навыки по поводу общения с искусством.
Познавательные – умение самостоятельно выделять и формулировать поставленные цели, работать с информацией и учебными моделями, в том числе с помощью ИКТ, находить эффективные способы решения поставленных учебных и личностных задач, самостоятельно создавая алгоритмы деятельности, контролировать и оценивать процесс и результаты.
Предметные – умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном. Умеет использовать выразительные средства изобразительной деятельности. Только метод диалога дает возможность собственного высказывания, сопоставления его с другими мнениями, что приводит к живому обсуждению поставленных вопросов. Имеет активный познавательный интерес к ценностному потенциалу музея любого типа.