Центральная районная библиотека им. В.Г. Белинского
Санкт-Петербург«День без искусства - потерянный день» (А. Эфрос)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Общество XXI века – общество информационное. Сегодня все большее число коммуникаций совершается с помощью Интернета. Многие виды деятельности не представляются без интерактивной виртуальной среды, ее огромных возможностей.
В телекоммуникационное пространство Интернета уверенно вошли и библиотеки. Интернет, как информационная среда, дает возможность не только получить необходимую информацию; он дает возможности для продвижения информации на более высокие функциональные уровни, способствует формированию позитивного имиджа библиотеки, привлечению внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечению притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей. Заметной тенденцией последних лет является перенос многих видов профессиональной библиотечной деятельности в сетевую среду.
Широко распространено мнение, что библиотечное обслуживание посетителей и работа с читателями может быть только в помещении библиотеки. Интернет позволяет, основываясь на традиционных библиотечно-просветительских методах работы и используя новые информационные технологии осуществлять библиотечное сопровождение читателей за пределами библиотеки.
Можно утверждать, что современные пользователи библиотеки – это не только те, кто дошли до ее читальных залов и абонементов, но и онлайн пользователи. Для них предлагается спектр библиотечно-информационных услуг, которые можно оказывать удаленно, посредством сети Интернет. В том числе - просветительские мероприятия в различных формах.
В соответствии с вышесказанным, в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» сотрудниками ЦРБ им. В. Г. Белинского были созданы собственные мультимедийные ресурсы, посвященные русскому изобразительному искусству, с целью последующего представления их широкому кругу пользователей в сети Интернет в формате видеолекций - наряду с организацией и проведением мероприятий соответствующей тематики в режиме реального времени. При подготовке видеолекций, как и при подготовке лекций в режиме реального времени, использовались ресурсы, представленные в Медиатеке Виртуального филиала.
Не все желающие любители русского изобразительного искусства могут присутствовать на лекции, назначенной на определенное время и конкретную дату в библиотеке - этому могут помешать самые разные жизненные обстоятельства. В этом отношении преимущество видеолекции, размещенной в сети Интернет, состоит в том, что с ней можно ознакомиться в любой день в удобное время, а при желании – неоднократно пересмотреть заново.
Так возник проект, получивший название: «День без искусства - потерянный день» (А. Эфрос)
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
- популяризация информации о русском изобразительном искусстве, культурное и духовное развитие пользователей библиотеки;
- расширение аудитории проекта «Русский музей: виртуальный филиал»;
- привлечение в библиотеку новых пользователей;
- отработка у сотрудников библиотеки навыков работы в виртуальной среде, расширение их профессиональных компетенций.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
- видео — один из мощнейших инструментов передачи информации. Именно видео способно создать у слушателя наиболее близкое к реальности ощущение присутствия на лекции или участия в каком-либо действии. Кроме того, видеолекции способствуют лучшему усвоению материала и стимулируют самообразование слушателей. Использование визуального воздействия на сознание слушателя открывает перспективы для совершенствования и развития новых образовательных технологий. Стоит подчеркнуть, что видеолекция – это лишь одно из средств просветительской работы в библиотеке, использование которых позволяет организовать мультисенсорную среду, позволяющую слушателям с разными типами восприятия эффективно усваивать новые знания. Внедрение видеолекций в библиотечную работу помогает поднять на новый уровень просветительскую деятельность, расширяет практические возможности применения телекоммуникационных технологий в организации культурного досуга населения.
Лекционный фильм можно назвать хорошим, если он отвечает следующим общим требованиям:
– посвящен одной, сравнительно небольшой по объему теме. В пределах интересов аудитории, на которую фильм рассчитан, эта тема должна быть раскрыта достаточно полно;
- раскрытие темы осуществляется последовательно, поэтапно (подтемы – эпизоды). Если эти подтемы сложны, требуют детального обсуждения, то целесообразно разделить фильм на части и придать каждой части название;
- темп изложения темы должен быть неторопливым, обеспечивающим полное усвоение материала лекции в течение одного просмотра;
- средства выразительности фильма, то есть отбор видеоматериала, выбор планов, монтаж, специальные эффекты, мультипликация, композиция кадра, колористическое решение и звуковой ряд – все должно быть направлено на то, чтобы в раскрываемом явлении выделить присущие ему и наиболее важные для данной темы признаки, помочь слушателям разобраться в изучаемой теме.
ЦЕННОСТИ ПРОЕКТА:
- доступный и понятный язык (при подготовке видеолекции обращается внимание на то, чтобы все употребляемые термины были понятны широкой аудитории)
- продуманный сценарий (тщательный выбор темы лекции, отбор видеоматериала, оформление звукового ряда)
- проверенная информация (при подготовке видеолекций используются ресурсы Медиатеки Виртуального филиала Государственного Русского музея);
- знания для всех (большинство материалов доступно для аудитории 12+, есть видеолекции, доступные для аудитории 6+);
- эксклюзивность (все видеолекции подготовлены сотрудниками ЦРБ им. В. Г. Белинского)
- бесплатный доступ к просмотру
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
- весной 2020 г. сложилась уникальная ситуация, во многом повлиявшая на всю дальнейшую работу не только библиотек, но и всех учреждений культуры: в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в конце марта Центральная районная библиотека им. В. Г. Белинского вынуждена была приостановить свою деятельность. Пользователи библиотеки, которые с большим интересом посещали лекции о русском изобразительном искусстве в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в режиме реального времени оказались лишены возможности приобщения к прекрасному, т.к. и другие учреждения культуры Санкт-Петербурга, в том числе и музеи, прекратили обслуживание посетителей.
В сложившейся ситуации единственно возможным стало виртуальное общение и удаленное обслуживание пользователей. В целях удовлетворения информационных запросов пользователей в условиях работы в удаленном режиме сотрудники ЦРБ им. Белинского начали размещение видеолекций, посвященных русскому изобразительному искусству, в социальных сетях и на портале «Виртуальный Русский музей».
- с марта по сентябрь 2020 г. подготовлено и размещено в социальных сетях (группа «Вконтакте» ЦРБ им. В. Г. Белинского - https://vk.com/crbbelinskogo) и на портале «Виртуальный Русский музей» (https://rusmuseumvrm.ru/data/offices/spb_belinskogo/index.php#slide-2 ) 13 видеолекций:
«Братья меньшие» на фронтах войны. Часть 1
«Братья меньшие» на фронтах войны. Часть 2
«Путь к Победе»
«История одного портрета»
"История одного портрета: Петров-Водкин К. С. "Портрет Татули" ("Девочка с куклой")
«Приснилось мне жаркое лето...»
«К новым рекордам! Спорт в советском изобразительном искусстве»
«Красуйся, град Петров...»
«Сказочный мир Ивана Билибина»
«Исаак Ильич Левитан – певец русской природы»
«Дорожная трилогия Юрия Пименова»
«Смолянки» Дмитрия Левицкого»
«Лирический пейзаж Алексея Саврасова»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- востребованность заинтересованной аудиторией - общее количество просмотров видеолекций, предложенных вниманию пользователей в рамках проекта, на сентябрь 2020 г. составляет более 30 000;
- внимание к проекту со стороны коллег – для этого достаточно ознакомиться с отзывом на фильмы «Братья меньшие» на фронтах войны» (2 части), оставленном на портале «Виртуальный Русский музей» виртуальным филиалом Кировской гимназии им. Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2020/06/v_virtualniy_russkiy_muzey_virtualno/index.php;
- приобретение сотрудниками ЦРБ им. В. Г. Белинского уникального опыта просветительской работы с пользователями в удаленном режиме; отработка умений и навыков создания качественных мультимедийных ресурсов.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА:
- хорошее качество, интересная информация, удобный формат, отсутствие ограничений доступа, низкий возрастной ценз – преимущества мультимедийных ресурсов, создаваемых в рамках проекта. В соответствии с этим предлагаемые видеолекции широко востребованы пользователями;
- поскольку предлагаемые информационные ресурсы находят широкий отклик заинтересованной аудитории, планируется дальнейшее продолжение работы по созданию видеолекций о русском изобразительном искусстве в рамках проекта «День без искусства - потерянный день»;
- размещение созданных мультимедийных ресурсов о русском изобразительном искусстве в формате видеолекций в сети Интернет (наряду с организацией и проведением мероприятий соответствующей тематики в режиме реального времени) позволит существенно расширить возможности предоставления информации о русском изобразительном искусстве заинтересованной аудитории: в конечном итоге это будет положительно отражаться на имидже библиотеки, а следовательно – привлечет внимание новых потенциальных пользователей.