Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Центральная районная библиотека им. В.Г. Белинского

Санкт-Петербург

Знакомство с Русским музеем

ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ МУЗЕЕМ

Проект «Русский музей: виртуальный филиал» , действующий на базе Центральной районной библиотеки им. В.Г.Белинского с 2014 года,  предоставляет большие возможности  как читателям библиотеки, так и жителям Калининского района. Учитывая, что значительная часть района занимает северную окраину Санкт-Петербурга, где  исторически преобладают промышленные зоны и так называемые «спальные микрорайоны», деятельность библиотеки в рамках данного проекта приобретает особую актуальность. Не выезжая за пределы района ( а это зачастую бывает затруднительно в связи со сложной транспортной обстановкой и погодными условиями)  можно получить доступ к коллекции Русского музея, совершить прогулку по залам музея, посетить реальные и виртуальные выставки, познакомиться с творчеством лучших мастеров отечественной живописи.

Основными пользователями библиотеки являются взрослые. В рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» им предоставляются индивидуальные возможности для знакомства и изучения коллекции Русского музея, а также регулярно проводятся массовые мероприятия на темы, связанные с русским искусством,  посетить которые может любой желающий.

Однако, нельзя не оценить те возможности, которые проект открывает перед подрастающим поколением в плане его эстетического воспитания . Познание удивительного мира искусства, знакомство с русскими художниками и их работами  формирует  у детей интерес к изобразительному искусству, которое, в свою очередь, способствует развитию интереса к общественной жизни и художественному творчеству.

Поэтому, несмотря на то, что библиотека предоставляет услуги, прежде всего, взрослому населению, с марта 2016 г. в рамках работы Виртуального филиала Русского музея здесь осуществляется проект «Знакомство с Русским музеем». Участниками проекта стали воспитанники ГБДОУ детского сада № 84. В течение нескольких месяцев 2 старшие группы детей еженедельно посещали занятия, подготовленные сотрудниками Виртуального филиала.

 Аудитория была выбрана не случайно – ведь именно в дошкольном периоде формируются зачатки эстетических чувств и переживаний, закладывается основа ценностного отношения к окружающему миру. От того, что ляжет в основу эстетического восприятия мира, сформированного в дошкольном учреждении, будет зависеть дальнейшее развитие эстетических переживаний, ценностных ориентаций будущего гражданина нашей страны.

В ходе реализации проекта ставились следующие цели:

-способствование  формированию в ребенке гармоничной личности;

-развитие способностей видеть красоту окружающего мира и умений ценить прекрасное;

-выработка эстетических вкусов, потребности познавать прекрасное;

-побуждение к развитию творческих способностей.

Достичь поставленных целей планировалось путем решения ряда задач:

- познакомить маленьких слушателей с Русским музеем – одним из крупнейших хранилищ произведений  русского изобразительного искусства, историей его создания, правилами поведения в музее;

-дать представление о  различных  видах, направлениях и  жанрах  изобразительного искусства;

-рассказать  об известных русских  художниках и  их творчестве, познакомить с  работами замечательных мастеров.

Цикл занятий, прошедших в ЦРБ им. В.Г.Белинского, включал следующие темы:

-Вы пришли в Русский музей

-Русский музей. История создания коллекции

-Жанры живописи

-Иван Шишкин

-Виктор Васнецов

-Летний сад: от Петра Первого до наших дней

-Весна в картинах русских художников

-Константин Айвазовский

-Война глазами художников

-Архип Куинджи

-Валентин Серов

-Василий Поленов

-Карл Брюллов

-Декоративно-прикладное искусство

-Скульптура

-Исаак Левитан

Занятия проходили по утрам, в течение 30-40 минут. Сотрудники Виртуального филиала А.М.Орехова и А.Р.Юнусова излагали материал в доступной форме, учитывая возрастные особенности участников мероприятия. Рассказ ведущей иллюстрировал видеоряд, а также материалы, рекомендованные Медиатекой Виртуального филиала. Желая активизировать внимание детей, широко использовалась такая форма ведения мероприятия как беседа. Надо сказать, что малыши охотно отвечали на вопросы как по ходу изложения материала, так и в конце занятия в ходе закрепления полученных знаний. Большим успехом у аудитории пользовались интерактивные игры из Медиатеки -  к ним также обращались ведущие в ходе занятий.

Подводя предварительные итоги, необходимо отметить следующее:

-дети посещали занятия с удовольствием, что говорит об их интересе к предложенным темам и желании в дальнейшем познавать прекрасное;

- в ходе занятий багаж знаний маленьких слушателей существенно пополнился новыми интересными фактами, связанными с русским искусством и с русской культурой в целом. Это, в свою очередь, способствует расширению их кругозора в целом, а также влияет на  формирование эстетических вкусов;

- малыши познакомились с навыками анализа художественного произведения; им дали первоначальные знания о том, что является наиболее важным при восприятии художественного произведения и познакомили с наиболее простыми ориентирами в огромном мире русского искусства;

-нельзя не отметить еще один момент: Государственный Русский музей находится в их родном городе, а это прекрасная возможность для всей семьи в свободное время отправиться на встречу с удивительным миром русского искусства и «вживую» увидеть то, о чем с ними говорили на занятиях в библиотеке.

Планируется, что проект будет и дальше жить и развиваться : с руководством ГБДОУ детского сада № 84 заключен договор о дальнейшем сотрудничестве.  Сотрудники Виртуального филиала работают над программой занятий, учитывая опыт уже проведенных мероприятий, и  готовы расширить круг юных слушателей. С началом нового учебного года библиотека ждет новых маленьких посетителей Виртуального филиала Русского музея для  встречи с прекрасным миром русского изобразительного искусства.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: