Пресса о нас

21 сентября в Восточной башне Тверского императорского дворца состоялась лекция-пасьянс «Загадки Чехова». Мероприятие прошло в необычном формате. Лекция по своей структуре напомнила мозаику из романа «Игра в классики» Кортасара. Материал был разбит на блоки и обозначен на игральных картах ключевым словом или фразой. Каждая карточка представляла собой дизайнерскую открытку с каллиграфическим надписью-рисунком, выполненным художницей Дарьей Громовой. Зрители по очереди вытягивали из колоды одну из карт и таким образом принимали участие в построении лекции, определяли ход игры. Карты складывались в причудливый пасьянс жизни и творчества Чехова. 
Кстати, в воспоминаниях В. И. Немировича-Данченко есть такая заметка о жизни в Мелихово: «Лото Чехов любил, а в последние годы заменил его пасьянсом. В среде близких есть даже пасьянс, так называемый чеховский». О старинной игре напоминала и картина Ал. Моравова из собрания Тверской областной картинной галереи – «В сумерках», на которой хозяйка усадьбы Островно раскладывает пасьянс. 

Лекция была посвящена персонажам и прототипам пьесы "Вишневый сад" и рассказа "Невеста", много внимания было уделено знаменитым чеховским спектаклям Станиславского, Стрелера, Эфроса и др. Карты были очень разные: «Надежда», «Маринованные вишни», «Бельевая корзина» и др. Но в рассказе про каждую прослеживалась перекличка между разными искусствами. Например, образ сада и знаменитое чеховское «Мисюсь, ты где?» ассоциативной нитью соединялись с представленной в зале картиной С. Жуковского «Бессонная ночь», написанной в год смерти Чехова. 
Карта «Мак» показала переплетение символов японской и русской культуры, напомнила, что в пьесе «Вишневый сад» появляется огненное поле маков, а имение Гаева и Раневской занимало сотни гектаров. В одних эпизодах лекции возникали малоизвестные факты из жизни Чехова, в других – театральные легенды и байки. 
Особенно запомнилась карта «Окна». Героиня рассказа «Невеста» Надя Шумина то смотрит будто сквозь призму мутного стекла, то желает «выброситься из окна», то размышляет о смерти, сидя у окна «с белыми наивными занавесками». От главы к главе эта деталь трансформируется, отражая настроение персонажей и общую атмосферу каждой сцены. Сотрудники Тверской областной картинной галереи Татьяна Платонова и Мария Шувалова подхватили тему. На полотне «Бессонная ночь» два окна дома освещены первыми, только пробивающимися сквозь ночную тьму, лучами солнца, а два других – еще нет. А на картине «В сумерках» художник Моравов мастерски передает лучи закатного солнца, создавая эффект «свечения». 
В конце беседы-путешествия по жизни и творчеству А.П. Чехова, каждому был подарен графический портрет писателя. Все зрители продолжили обсуждение в по-домашнему организованном буфете за чашкой ароматного осеннего чая. 

Автор - Ексатерина Вихрова

https://vk.com/teatralnaya_gazeta

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: