Коллекция онлайн

Собрание Никодима Павловича Кондакова (1844–1925)

Коллекция икон академика Н. П. Кондакова (1844–1925) — одного из «отцов-основателей» европейской византинистики и науки о славянских древностях, была принесена в дар Русскому музею в 1909 году1. Это была одна из первых коллекций, поступивших в дар от частного лица недавно основанному музею2. Коллекцию составляли более ста произведений иконописи, малую часть которых можно датировать XVII–XVIII веками, а подавляющее большинство памятников относится к рубежу XIX и XX столетий и создавалось во владимирских иконописных селах — знаменитых по сию пору Мстере, Палехе и Холуе.

Некоторые из икон ранее находились в коллекциях Н. М. Постникова и Н. С. Лескова, но в основном коллекция собиралась и пополнялась благодаря тесному личному общению знаменитого ученого и мастеров-иконников старинных «суздальских» иконописных сел.

Такое целенаправленное собирание икон начала XX века было непосредственно связано с деятельностью Н. П. Кондакова в качестве непременного управляющего делами высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. Одной из важнейших (и полностью осуществленных) задач Комитета попечительства было устройство и налаживание работы специальных школ-мастерских в Холуе, Палехе, Мстере и слободе Борисовка Курской губернии, в которых мальчики и подростки из семей потомственных иконописцев изучали не только весь процесс написания иконы, но проходили и значительно более широкую подготовку к самостоятельной деятельности, чем при традиционном обучении у старшего мастера, нередко сводившемся к бесконечному механическому повторению одних и тех же операций. В школах-мастерских Комитета попечительства ученикам преподавали иконописание, рисунок, перспективу, живопись, иконографию и начатки церковной археологии. После 4–5 лет обучения они становились высокопрофессиональными мастерами, о чем свидетельствуют их выпускные работы на звание мастера иконописца — иконы, которые присылались в Комитет, находившийся в Петербурге.

Начиная с 1900 года Н. П. Кондаков несколько раз приезжал во Владимирскую губернию и приобретал иконы при посещении иконописных мастерских. Иногда он сам заказывал образа для своей коллекции (иконы мстерского мастера И. В. Брягина). Некоторые иконы были подарены Н. П. Кондакову самими мастерами иконописцами (ДРЖ Б-1165ДРЖ Б-1169). Примечательно, что из своих путешествий по Сирии и Палестине, Турции, Греции, другим европейским странам Н. П. Кондаков не привозил произведений искусства; по-видимому, коллекционирование само по себе не привлекало ученого. Иконы Палеха, Мстеры и Холуя нужны были ему для того, чтобы составить самое полное представление о современном положении русского иконописания, к «исправлению» и сохранению которого академик Кондаков и весь Комитет попечительства приложили столько усилий. Одним из результатов этих усилий стало пополнение собрания Русского музея «систематически подобранной» коллекцией произведений поздней русской иконописи, составленной обдуманно и планомерно, как это всегда было свойственно замечательному ученому Н. П. Кондакову. Надо отметить, что в начале XX века деятельность Комитета попечительства и его управляющего — академика Кондакова вызывала у современников недоумение, воспринимаясь как чисто «охранительная», а потому напрасная: «Да, народные силы бесконечно велики и разнообразны, но этим силам не поднять того, что умерло. Вы называете иконопись мастерством, она и дает, как мастерство, кустарное производство… Холуй и Палех уже не воскреснут» 3. Однако для Н. П. Кондакова его деятельность по Комитету попечительства была полна глубокого смысла и значения: «Мы столько десятков лет твердим о пагубном разрыве русского образованного общества с народом. Вот случай соединить разошедшихся в разные стороны в общем деле, и, начав заботы о народной нужде, поставить на ноги задачу общенациональную». Для академика Кондакова была очевидна глубинная связь важнейших процессов в русской культуре, и он прозревал значение традиционной иконописи не только для истории, но и для будущего 4.

И. В. Сосновцева. Собрание Никодима Павловича Кондакова (1844–1925) // Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. СПб, 2014. С. 105-106.

Примечания:

1. Никодим Павлович Кондаков. 1844–1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2001.
2. Н. П. Кондаков принимал непосредственное участие как в организации музея, так и в последующих заседаниях Совета его Художественного отдела.
3. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. Письма. Т. 9. 1900 – март 1901. М., 1980. С. 227.
4. Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. СПб, 1901. С. 64.


Все произведения
Период:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Богоматерь Владимирская
Мстера, Владимирская губ. / обл. Мастер И. Е. Мумриков
Богоматерь Владимирская
1885
Иоанн Богослов и Прохор
Иоанн Богослов и Прохор
Конец XIX — начало XX века
Симеон Богоприимец
Симеон Богоприимец
Конец XIX — начало XX века (?)
Спаситель
Спаситель
Конец XIX — начало XX века (?)
Три святителя
Холуй В. Пурецкий
Три святителя
Начало XX века
Богоматерь Знамение, с Акафистом и Чудом от иконы Знамение в Новгороде
Палех Мастера И. В. и В. В. Белоусовы
Богоматерь Знамение, с Акафистом и Чудом от иконы Знамение в Новгороде
1902
Богоматерь Корсунская
Палех Мастер К. А. Першин
Богоматерь Корсунская
1904
Архангел Михаил
Архангел Михаил
Начало XX век
Богоматерь Казанская
Богоматерь Казанская
Начало XX века
Шедевры

Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем

Медиатека

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский, английский, испанский | Продолжительность: 26:00

Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: