Собрание Н. П. Лихачева (народное искусство)
Николай Петрович Лихачев (1862–1936) известен как ученый, коллекционер, преподаватель, библиограф, автор более 160 научных работ. С учеными занятиями Лихачева была тесно связана собирательская деятельность, он «реализовывал научные замыслы коллекционерским путем» 1, что отличало его от многих собирателей. Лихачев стал одним из первых в России коллекционеров икон и архивных материалов. Кроме того, он стоял у истоков собирания в Европе исторических документов европейского происхождения. Ученый обладал огромной коллекцией, в которую входили, кроме автографов и икон, надгробия, штампы, перстни, древние печати Средиземноморья, античные глиняные сосуды, острака и многое другое. Его колоссальное собрание было размещено в трехэтажном здании. |
Лихачев был близок к осуществлению своей идеи создания универсального музея. Он стремился к этому, чтобы «доставить русским ученым самостоятельный материал для изучения, а не пользоваться только заграничными альбомами» 2.
После революции созданный Лихачевым Музей палеографии был передан сначала Петроградскому университету, затем перешел в ведение Академии наук. Однако избежать распада коллекции все же не удалось. Она пополнила собрания Государственного Эрмитажа, ГИМ, Музея истории религии, Библиотеки Российской академии наук. Часть наследия собирателя попала в ГРМ. Помимо обширной коллекции икон, хранящейся в отделе древнерусского искусства 3, музей обладает собранием пряничных досок и различных произведений из металла. Коллекция пряничных досок насчитывает сорок семь произведений 4. Происхождение и место бытования большинства из них неизвестны 5. В собрании представлены все виды пряничных досок. Время их создания ограничивается XVII–XIX веками. Большинство досок — это типичные изделия, на многих имеются следы частого использования по прямому назначению. Однако среди них есть несколько произведений, которые бесспорно относятся к шедеврам народного искусства. Это, в первую очередь, пряничная доска Матвея Ворошина, датируемая 1779 годом. При безупречном ремесленном мастерстве автора она обнаруживает ясность и четкость композиционных построений. Высокие художественные достоинства имеет доска с изображением птицы, оглянувшейся назад. При передаче сложного движения мастер удачно вписал фигуру в прямоугольник, обрамляющий лицевую сторону доски. Мягкие насечки прекрасно передают оперение птицы.
Кроме пряничных досок в собрании отдела народного искусства имеются пара ключей, серьга, подвесок, изразец, пара кожаных рукавиц, несколько медных чернильниц, печатка и часть от безмена 6. Место и время происхождения большинства этих произведений не установлены. Г. А. Пудов. Николай Петрович Лихачев // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 131.
1. По выражению Л. Г. Климанова (Климанов Л. Г. Ученый и коллекционер, «известный всей России, еще более Европе» // Репрессированная наука. Л., 1991. С. 424).
2. Н. П. Лихачев — М. С. Большаковой-Майковой, 17 января 1933 г., из Астрахани // ЛО ААН, ф. 738, оп. 4, ед. хр. 40, л. 1 об. Цит. по: Климанов Л. Г. Ученый и коллекционер. С. 425.
3. Коллекция, приобретенная в 1913 году, насчитывала около 1500 произведений. В 1923–1935 годах ее часть была передана в ГЭ. В 1935 году некоторые произведения пополнили фонды Антирелигиозного, Артиллерийского и других музеев. Остальные иконы хранятся в ГРМ.
4. На постоянной экспозиции ОНИ ГРМ находятся пряничные доски с инв. № Д-679, Д-689, Д-697, Д-709, Д-10. Остальные произведения хранятся в фондах.
5. Три доски происходят из города Вязьма Смоленской губернии (инв. № Д-735, Д-736, Д-726), одна — из Владимирской губернии, произведение мастера М. Ворошина (Д-697). Об остальных пряничных досках из собрания ГРМ почти ничего не известно. М. Н. Каменская указывает, что, судя по сохранившимся аналогиям, они «происходят из среднерусских областей» (Каменская М. Н. Тезисы доклада. 11 февраля 1946 года: Рукопись // ВА ГРМ (I), оп. 6, ед. хр. 1609).
6. Соответственно инв. № М-203, М-204, М-205, М-206, Г-1343, В-3197 а, б, В-3198 а, б, М-209, М-210, М-211, М-212, М-213, М-214, М-208, М-207. Безмен, по определению Н. Р. Левинсона, был изготовлен в Калуге в XVII веке.