А. Мартынов "Путешествие от Москвы до Китайской границы"
Еще в самом начале XIX века (1803–1805) графом Юрием Головкиным была осуществлена экспедиция, результатом которой стал альбом Андрея Мартынова (1768–1826) „Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы“,— офорты, сопровождаемые текстами автора. Евгения Петрова. Путешествия русских художников по миру // Вокруг света с мольбертом. СПб. 2009. С. 10.
В путешествие с посольством графа Ю. А. Головкина в Китай летом 1805 года Мартынов, назначенный главным художником (под его началом находились Тимофей Васильев и Иван Александров, молодые выпускники Академии), отправился уже зрелым, состоявшимся мастером — ему было 37 лет, уже десять лет как он был удостоен звания академика. <...> Новому путешествию предстояло раскрыть в художнике дарование графика (акварелиста и гравера). До него Мартынов был, прежде всего, живописцем. <...> Именно практические соображения диктовали выбор техники, позволяющей быстро работать в условиях постоянных переездов. Следование натуре, точность и достоверность в фиксации видов, этнографических зарисовках местных народностей, фауны и флоры составляли главное достоинство материалов, привезенных из путешествий и экспедиций. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 5-6.
Посольству не удалось выполнить свое главное назначение — добиться важных уступок для благоприятного ведения торговли России в этом регионе. <...> Посольский лагерь, простояв несколько месяцев в ожидании, не продвинулся дальше города Урги (современный Улан-Батор). Было принято решение вернуться в Россию. Как дипломатическая миссия посольство потерпело явную неудачу, но как продолжительное путешествие, давшее Мартынову-художнику множество ярких впечатлений, огромное количество натурного материала, который затем на протяжении почти двух десятилетий использовался им в творчестве, эту поездку трудно переоценить*. <...>
Вскоре после возвращения, в 1808 году, художник выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней в 1806–1810 годах он исполнил станковые акварели большого формата, а в 1819 году издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» (сохранился и альбом акварелей, послуживших оригиналами). В 1822– 1823 вышла в свет еще одна серия, состоящая как из типажных, так и видовых изображений, уже в технике литографии, которую успешно освоил Мартынов в начале 1820-х годов. На темы путешествия были созданы и несколько живописных полотен («Вид Нижнего Новгорода», между 1810 и 1819; «Вид Байкальского озера», 1814; «Вид Казани», 1816 — все три — ГРМ; «Вид Кяхты», частное собрание, и другие). Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 6-7.
* Петрова Е. Художник Андрей Мартынов // Сибирские огни. 1974. № 7. С. 167.