праздники, парады, торжества
В русских праздниках, хранящих воспоминания о тысячелетней старине, сплелись христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и плотское, свое и иноземное. Развиваясь, обогащаясь, меняясь с течением веков, они, вместе с тем, никогда не теряли неповторимое национальное своеобразие. Традиционные праздники в России являлись истинными выразителями народной души, одновременно ее формируя: в них всегда подразумевалось мало «праздности», но много активного и осмысленного действия. Павел Климов. Русский праздник: почва и судьба // Праздники по-русски. СПб, 2011. С. 7.
Праздники, а также сопровождавшие их обряды и обычаи, во все времена исполняли роль главных хранителей духовного единства народов, их религии, истории, бытовых и нравственных устоев. Повторяясь с заданной периодичностью из века в век, из поколения в поколение, они являлись носителями закодированного в них опыта предков. Строгое следование праздничным традициям имело во многом практические цели: праздники, как правило, были связаны с годовым циклом и выражали народную трудовую философию. Не менее, а, возможно, и более важной являлась их религиозная составляющая, ибо именно общая вера превращала совокупность отдельных индивидуумов в сплоченное целое, способное придать государству социальную устойчивость, военную и политическую силу. Павел Климов. Русский праздник: почва и судьба // Праздники по-русски. СПб, 2011. С. 7.
Народные праздники, а также связанные с ними обряды, обычаи и застолья вошли в отечественную живопись во второй половине XVIII века, когда в ней происходило медленное становление бытового жанра. Немногочисленные работы М. Шибанова («Празднество свадебного договора», ГТГ), И. М. Тонкова («Сельский праздник», «Праздник в деревне», обе ‒ ГРМ). А. И. Вишнякова («Крестьянская пирушка», ГРМ) и некоторых других художников, дошедшие до нашего времени, отражали самые различные влияния ‒ от реализма «малых голландцев», не чуждого откровенной брутальности, до классицизма с его программной идеализацией. Вместе с тем эти первые опыты, робкие, но искренние, свидетельствовали о постепенном пробуждении общественного интереса к народной жизни и ее наиболее типичным, ярким сторонам. Там же. С. 8.
Любой праздник в России издревле сопровождался застольем. Возможно, корни этого обычая следует искать в языческих жертвоприношениях и погребальных тризнах. На культуре праздничного стола в полной мере сказались особенности русского характера ‒ стремление к широте, расточительности, искреннему веселью, порой переходящему в безудержный разгул. «Евразийство» России, обилие заселяющих ее народов, несомненно, способствовали тому, что со временем национальный «кулинарный репертуар» обрел исключительное богатство. Кроме того, его становлению способствовали обширные торговые связи со странами Запада и Востока, а также определяющая роль в жизни страны Православной Церкви. Многочисленные праздники, отмечавшиеся с подобающими торжеством и размахом, сопровождались обильными возлияниями и чревоугодием, однако следовавшие затем достаточно строгие посты налагали на верующих целый ряд ограничений. Все это вместе с нередкими природными катаклизмами, вызывавшими недород и голод, изощрило народную изобретательность, породило знаменитое русское хлебосольство и умение, в случае чего, «не ударить в грязь лицом» и сварить «кашу из топора»: русский православный человек, помня слова Христовы ‒ «Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25, 35), видел в госте или пилигриме Самого Сына Божьего, с которым следует разделить трапезу. Там же. С. 7-8.