Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань, Республика ТатарстанЖизнь девочки с картины
«Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».
Своим творчеством, особенно портретами, он подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».
Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.
«Это было в марте-апреле 1914 года в Казани… Я очень любила тетю Надю (прим. - Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской… Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Натюрморт он писал иногда без меня. Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Эти воспоминания попали в музей спустя 40 лет после написания портрета, передала их сама В.В. Адоратская. В "Доме на Набережной" Варя жила со своими родителями. Сейчас в этом доме находится музей "Дом на Набережной".
Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В. Адоратской.
В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.
Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.
С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию. Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ). Был действительным членом Академии наук СССР. А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).
Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение.
Их письма хранятся в фонде В.В.Адоратского в архиве РГАСПИ – бывшего ИМЭЛ. В них – и о встреченных людях, о Крыме, Кавказе, окрестностях Казани, о новом доме отдыха «Сосны», и о книгах, театре, музыке, и о наводнении в Москве 1932 года…
Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году.
В честь В.В. Адоратского названа одна из улиц города Казани.
Со 2 ноября 2011 года по 6 февраля 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ работает выставка произведений выдающего художника ХХ века, уроженца Казани, Николая Ивановича Фешина "От Казани до Таоса".
Маленьким «спутником» этого грандиозного события явилась выставка «Фешин, Варя и я». Это итог целого года работы семейной студии ГМИИ РТ. Дети создали свою картину «Портрет Вари Адоратской», и она стала их любимой картиной на выставке. Обшивалкина Маргарита Сергеевна, заведующая сектором музейной педагогики, вместе с детьми сделала фотосессию по картине Н.И. Фешина и тоже включила ее в выставку.
В тексте использован материал статьи Татьяна Ивановны Шмидт, сотрудника музея "Дом на набережной".
При составлении статьи использован материал официального сайта музея "Дом на набережной"
- Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914
- Серов В.А. Девочка с персиками. 1887
- Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Кремлевкой (бывш. Воскресенская улица)
- Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Рахматуллина, где располагалась мастерская Н.М. Сапожниковой
- Н.Фешин в мастерской Н.М.Сапожниковой
- Мастерская Н.М.Сапожниковой
- Улица Серафимовича, дом 2 (1927-1931 гг.) Является объектом культурного наследия
- В.Адоратский с женой и дочерью, казанский период
- Улица Адоратского в Казани
- Портрет Вари Адоратской, созданный в детской студии