Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Углич. Дома на Спасской (левая сторона)

Левая сторона Спасской улицы еще хранит в себе отзвуки рубежа эпох, когда здесь кипела деловая жизнь города.

За многоэтажкой, появившейся в советский период (в ней расположен оригинальный музей велосипедов «Самокат»), открывается череда особняков, среди которых неизменное внимание привлекает дом № 15. В 1880-х гг. он был приобретен рыбинским мещанином Петром Константиновичем Дружининым у Ивана Дмитриевича Калашникова. 

В 1886 г. новый владелец произвел перестройку дома. В это же время или несколько позднее лицевой и боковой фасады получили насыщенный лепной декор, включающий рустовку нижнего этажа, рустованные угловые лопатки, пояски меандра, наличники и архивольты окон, фигурные вставки в простенках верхнего этажа. В доме находился ювелирный магазин. В начале ХХ века имение перешло во владение Жуковых, затем Серебренниковых.

Расположенный рядом дом № 17 в семь окон по фасаду, и проездной аркой, принадлежал мещанам Погудаловым. Он мог быть построен в 1880-х гг., либо перестроен из более раннего здания. В 1890-е гг. фасад получил тонкое лепное убранство, включающее рустованные лопатки, профилированные наличники и пояски, прямые сандрики, карниз с сухариками и небольшими модульонами. При доме находился постоялый двор. В 1884 г. на участке был построен обширный навес для лошадей и телег – непременная принадлежность таких заведений. В доме Погудаловых некоторое время жил на квартире Михаил Павлович Чехов, младший брат Антона Павловича Чехова. Его комната в два окна находилась над аркой в левой части здания.

Михаил Павлович служил в Угличе и Угличском уезде податным инспектором в 1893-1895 годах. Человек разнообразно одаренный, он с головой окунулся в культурную жизнь города, став режиссёром, сценаристом, актёром и декоратором угличского драматического кружка. В своих письмах брату Михаил не раз описывал события местной жизни и тот использовал их в своих произведениях. Михаил Павлович не обошел своим вниманием и Угличский музей (в то время – Угличский музей древностей). В книге С.М. Чехова «О семье Чеховых» (Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970) можно найти следующее: «Он (Михаил Павлович) осмотрел достопримечательности города, памятники архитектуры, тронную палату, где была развернута экспозиция недавно организованного на общественных началах музея древностей. Михаил Павлович решил тоже принести что-нибудь в дар музею. Вернувшись в Мелихово, он уговорил Марию Павловну послать в Углич бабушкин окованный железом дубовый сундучок XVII века…».

Подаренный музею сундук-теремок красуется в одной из экспозиций музея. Он имеет два отделения, как говорили, «о два жира»: верхнее – под четырехскатной крышкой, нижнее – основной ящик изделия. В его нижнем отделении слева укрепляется ящичек с откидной крышкой для мелких вещей. Такие сундуки использовались для хранения документов, бумаг личного характера и семейных ценностей.

Следующий дом – № 19 – принадлежал известному благотворителю купцу 1 гильдии Михаилу Александровичу Жаренову. В здании 26 октября 1891 г. был открыт Детский сиротский приют Николосухопрудской церкви, попечителем и казначеем которого долгое время состоял Жаренов. Это было благотворительное заведение для девочек, где им давали приют, воспитание и образование.

Дом № 25, построенный во второй половине XIX в., принадлежал купцу Игнатию Ивановичу Мозжухину. И.И.Мозжухин владел кожевенной лавкой в Большом Мучном ряду, помимо основной деятельности участвовал в работе благотворительных обществ, в 1910 г. за пожертвование крупной суммы на учреждение в Угличе среднего мужского учебного заведения был удостоен звания почетного гражданина города.

Завершает левую сторону Спасской улицы дом № 29.  Это небольшой особнячок в шесть окон по фасаду с деревянным оштукатуренным мезонином и лепными карнизами (сер. XIX в.). В 1893 г. он был приобретен с публичного торга дворянином Петром Алексеевичем Тугариновым после умершего купца Ивана Алексеевича Опарина. В начале ХХ века в доме размещалось переплетное и коробочное производство И.Сливинского, предлагавшее в числе прочего «всевозможныя переплетныя работы от простых до роскошных», «шляпно-картузные коробки, конфектныя, аптекарския коробки». Позднее имение перешло во владение известного угличского фотографа Алексея Никитича Русяева. Там разместилась его мастерская. Русяев имел также фотографическую мастерскую на Московской улице в доме Тропина в Угличе, филиалы были в Большом Селе и в с. Ильинка. Оборотный бланк фотокарточек, изготовленных в его мастерской, был выполнен типографской печатью и имел надпись «Литография И.Бекъ. Москва» и «Литография Покорного Москва», а также вензель.

Услугами А.Н. Русяева пользовались на протяжении нескольких десятков лет. Помимо изготовления семейных портретов, он выполнил фотографии для альбома «Углич и его достопримечательности», изданного известным угличским купцом и меценатом К. Н. Евреиновым в 1892 г., ему же поручили изготовление снимков для подарочного альбома Его императорского Величества.  Альбом был изготовлен и получены сведения, что «Наследником Цесаревичем альбом был принят с удовольствием и очень понравился».

Последние снимки датированы 1920 годом, когда Алексей Никитич выполнял заказ для Угличского Музея Древности (фотографии интерьера и экспозиции). Дата закрытия заведения и дальнейшая судьба фотографа неизвестны.

В настоящее время большинство домов левой стороны Спасской улицы затянуты строительной фасадной сеткой. Хочется надеяться, что после завершения планируемых реставрационных работ, улица предстанет перед нами в обновленном, но сохранившем свое историческое очарование виде.

При подготовке статьи были использованы публикации сотрудника Угличского музея Е.А. Лиуконена.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: