Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Углич. Храм Рождества Иоанна Предтечи "на Волге"

В перспективе обновлённой Спасской улицы расположен один из самых известных в Угличе храмов – церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Главный алтарь её освещен в честь Спаса Нерукотоворного образа, в связи с чем и улица получила соответствующее название. Однако в народе и в записях официальных документов церковь именовалась Предтеченской.

Рыбинский писатель М. А. Рапов в своей книге «Каменные сказы» (Ярославль, 1972 г.), приводит бытовавшее в Угличе предание о том, что по первому проекту Угличскую ГЭС намеревались построить на месте церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге», но, как пишет Михаил Александрович, «художественная ценность её такова, что ради сохранения этого памятника пришлось переработать проект и строить гидростанцию выше по течению Волги». Вероятно, это всего лишь предание, но оно свидетельствует об особом отношении угличан к храму, который был построен в конце XVII века (1691-1700 гг.) купцом Никифором Чеполосовым в память о своем убиенном сыне Иоанне, ставшем одним из самых известных местночтимых святых Угличского края. Замученный и убитый приказчиком своего отца – Фёдором Рудаком, но не отрекшийся от своих «батюшки и матушки», младенец Иоанн почитался угличанами как страстотерпец, то есть святой, понёсший страдания за исполнение Заповедей Божьих, а именно заповеди о почитании родителей.

Первым, в 1689-1691 гг., был построен тёплый Предтеченский храм. Он был очень скромен - маленькая одноэтажная церковь с трапезной, главкой, полукруглым алтарём, но её наружное убранство отличалось роскошью и новизной – узорные наличники на окнах с колонками и парными кокошниками, городчатые пояски и парные угловые колонки со вставкой из выступающих углом кирпичей. В этом храме в арочной нише были погребены обретённые нетленными мощи младенца Иоанна.

Новый храм был явно невелик и терялся рядом с громадой возведённого в 1670-х гг. каменного ансамбля Воскресенского монастыря. Такое обстоятельство могло смущать купца, могла волновать и честь города – ведь в соседних Ярославле, Ростове, Романове в ту пору активно строились каменные церкви, а Углич жил в старых традициях и всё ещё не мог оправиться после бед Смутного времени. И он, обладая достаточными средствами, решает расширить церковь, и главный летний храм тоже сделать каменным.

Для этого вскоре после окончания строительства первой части к ней с южной стороны начинают пристраивать большую пятиглавую церковь на подклете. Главный престол в ней освятили в честь Спаса Нерукотворного, а небольшой южный придел – в честь Симеона Столпника. Полностью строительство завершилось в 1700 г. Таким образом, в приходе появился один крупный храм, ставший первым каменным приходским храмом Углича.

И в наши дни Предтеченский храм поражает красотой и оригинальностью архитектуры, богатым изразцовым убором. Многоцветные узорные плитки удивительным ковром покрывают верх центрального барабана, широким фризом проходят под карнизом, а единичными изразцами насыщены ширинки паперти и крыльца, кокошники, барабан. Монументальное шатровое крыльцо храма относится к малоизвестному типу «уступчатых», названных так потому, что крыша лестницы возвышается над рундуком, образуя небольшой уступ. Это крыльцо восхитило когда-то Н. К. Рериха, изобразившего его в картине «Углич».

В 1855 году известный угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин полностью расписал летний храм. Еще раньше, в 1843 г., он поновил и дополнил росписи Предтеченского придела. Росписи Буренина «живопись клеймами» - представляли собой крупные сюжеты в пышных иллюзорных рамах на бледно-голубом фоне, словно панно или картины, - повешенные на стенах и лотках сводов.

В 1961-1970 гг. храм, закрытый в 1930-е годы, но не разрушенный – как особо ценный памятник архитектуры – был отреставрирован по проекту архитектора С.Е. Новикова. При этом были устранены повреждения, возвращён пострадавший от времени и перестроек первоначальный облик. Однако внутренние помещения храма были обезображены и превращены в склады.

В настоящее время храм Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» приписан к Воскресенскому монастырю, идёт его восстановление. Он по-прежнему производит неизгладимое впечатление как на угличан и гостей города, так и на художников, которые год от года запечатлевают его на своих графических листах и полотнах.

При подготовке статьи были использованы публикации сотрудника Угличского музея Е.А. Лиуконена.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: