Кофейный сервиз «Шахматы»
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Форма «Ленинград» — 1960. 1963
- Фарфор, роспись надглазурная, золочение
- СФ-1297–1303
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Смерть И. В. Сталина и последовавший за ней XX съезд КПСС с хрущевской «оттепелью» привнесли ряд изменений в художественную жизнь страны. Если в изобразительное искусство пришел «суровый стиль», то в декоративно-прикладном искусстве конец 1950-х — 1960-е годы — время минимализма, характеризующегося упрощенностью формы, обобщенностью образа и изобразительным лаконизмом в противовес прежней детализированности и сложной, измельченной полихромной росписи. Характерными примерами минимализма в фарфоре могут служить кофейный сервиз «Шахматы» Нины Славиной, группа «Гимнастки» Клавдии Горбашовой, композиция Николая Лотова «Бега», фигура «Художественная гимнастика» Беатрисы Карклыня и ряд других произведений. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 16-17.
Интерес к шахматам на фарфоровом заводе всегда был высок. Уже в 1920-е годы существовал шахматный кружок, проводились турниры на личное и командное первенство. Среди художников любителями шахмат являлись начальник художественной лаборатории Алексей Скворцов, живописцы Евгений Бессонов, Виктор Жбанов. Последний был капитаном команды шахматистов художественной лаборатории, которая в 1964 году стала победителем турнира среди команд цехов завода. Его любовь к популярной игре отразилась и в творчестве: Жбанов расписал серию ликерников «Шахматы». Теме шахмат в 1963 году посвятила роспись кофейного сервиза Нина Славина. В сервизном ансамбле «Шахматы» сочетание аскетичной формы с лаконичным современным декором предельно точно передает образ старинной, но никогда не стареющей игры. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 24.
Кофейник с крышкой: 18,9 х 18,9 х 11,7
Без марки; на обороте черная надглазурная надпись: Н. Славина — «Шахматы» 1963 г. Ленинград Форма — А. Лепорская; коричневым надглазурно: Пражский
Сахарница с крышкой: 7,1 х 10,1
Без марки; на обороте сахарницы черная надглазурная надпись: Н. Славина — «Шахматы» Форма — А. Лепорская
Сливочник: 10 х 8,8 х 7,2
Без марки; на обороте черная надглазурная надпись: Н. Славина — «Шахматы» Ф.— А. Лепорская
Чашка с блюдцем: 4,2 х 9 х 7,1; дм блюдца — 11,5
Чашка: марка красная надглазурная штампом: монограмма «ЛФЗ». Блюдце: без марки
Чашка с блюдцем: 4,2 х 9 х 7,1; дм блюдца — 11,5
Чашка: марка красная надглазурная штампом: монограмма «ЛФЗ». Блюдце: без марки
Тарелочка: Дм — 14,4
Без марки; на обороте по борту черная надглазурная надпись: Лепорская. Славина
Поднос: Дм — 24,4
Без марки; на обороте по борту черная надглазурная надпись: Н. Славина «Шахматы» А. Лепорская — форма
Аналогичный сервиз представлен в ГЭ. Позднее на шахматную тематику Н. П. Славина создала сервиз «Шахматная корона» (1971), состоявший из 24 предметов и экспонировавшийся на выставке «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве» (Москва, 1972). Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 206.