Женский торс
Отливка 1951
- Стекло, моллирование. В. 67,0; шир. 21,0
- ССТ-252
Пост. в 1958 через ЭЗК ГРМ
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Особое место в творчестве Мухиной занимала скульптура из стекла. Замысел подобных произведений возник у художницы еще в конце 1920-х годов, когда она задумала сделать для фонтана скульптуру изо льда. Проект не был осуществлен, но идея создания прозрачной объемной скульптуры ее не покидала.
В конце 1930-х годов в связи с необходимостью выполнения декоративной стеклянной скульптуры для строящегося в Москве Дворца Советов, в экспериментальном цехе была возрождена сложная техника моллирования, или отливки стеклянной массы в огнеупорной форме по восковой модели. Этот способ художественной обработки стекла был известен давно и использовался в XIX веке на Императорском стекольном заводе: в 1820-е годы с его помощью изготавливалась хрустальная скульптура, в 1830–1840-х — декоративные вазы по проектам А. П. Брюллова. В 1900-х годах методом моллирования создавались анималистические карикатурные фигурки по моделям А. К. Тимуса. Мухина, учитывая опыт прошлых лет, внедрила этот метод на новой современной технологической основе.
Первые попытки изготовления стеклянной скульптуры были сделаны в конце 1940 года. Вот что писала Мухина Качалову: «Во Дворце Советов очень просят меня взять любое задание по стеклянной скульптуре, хотя бы пробное. Очень прошу Варгина* при мне попробовать отливку торса, для этого прошу приготовить гальваноформу с него… На первой выставке хотелось бы показать хоть какие-то попытки по скульптуре, тем более что из полуглухого стекла или смальтового интересно показать ее и полудутую… Очень прошу Успенского** поварьировать мою форму из хороших стекол по расцветке. Интересно попробовать гипсовую форму для выдувания из тонкого скоро остывающего стекла…»*** Технология выполнения крупных скульптур и барельефов не допускала повторного использования форм, которые разрушались при извлечении отливки, поэтому каждое произведение существовало в единственном экземпляре и становилось уникальным.
Опыты по созданию скульптуры из стекла были прерваны Великой Отечественной войной и возобновлены весной 1945 года. Монументальные скульптуры, отлитые из сплошного стекла, являлись новостью в советском искусстве. Мухиной принадлежала идея сделать полую скульптуру в стекле, то есть в цельном кубе стекла оставить незаполненный объем соответствующей формы. При этом скульптор использовала возможность образования воздушных пузырей в стекле в целях пластической выразительности и добилась интересных результатов. Первые произведения стеклянной скульптуры Мухина хотела показать на выставке, посвященной победе в войне. О своих планах она сообщала Качалову, бронзовый портрет которого предполагалось выполнить в стекле: «Дорогой Николай Николаевич, Комитет по делам искусств, приобретая ваш портрет, хочет для выставки 1945 года перевести ваш портрет в стекло. Как вы думаете, можно ли это сделать у вас в институте? ...Ведь так важно показать на этой выставке, которая приурочивается к победе, и это наше достижение… Хоть одним экземпляром показать, что стекло — это скульптурный материал»****.
Русский музей обладает уникальной, наиболее полной коллекцией стеклянной скульптуры Мухиной. Это женский торс (1929–1951, ССТ-235, ССТ-252), скульптура «Сидящая девушка» (1947, ССТ-251), портрет профессора Н. Н. Качалова (1947, ССТ-253), голова молодой девушки с развевающимися волосами (1940–1941, СТ-2673). Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 35-37.
* Варгин Владимир Владимирович — профессор кафедры технологии стекла Ленинградского технологического института.
** Успенский Алексей Александрович (1892–1941) — художник, в 1940–1941 годах работал в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики.
*** Мухина В. И. Письмо Н. Н. Качалову от 19 ноября 1940 // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 197.
**** Там же. С. 200.