Коллекция Государственного Русского музея

1852, Санкт-Петербург – 1936, Франция, Фонте-о-Роз

Маяк Глосхольм

1890


Интерес императора Александра III к морскому делу, его внимание к развитию военного флота, укреплению позиций России на морях и поиск новых союзников общеизвестны. Однако с морем были связаны и очень личные страницы в биографии императора. Речь идет о регулярных летних прогулках царской семьи по Финляндским шхерам и частых визитах к венценосным родителям Марии Федоровны в Данию, также совершавшихся морским путем.

Своего рода «хроникером» этих путешествий стал знаменитый акварелист Альберт Бенуа. Он был представлен Александру III в 1883 году, и его пейзажи так понравились государю, что вскоре художник получил приглашение участвовать в шхерных плаваниях императорской семьи. Альберт Бенуа сопровождал императора в четырех вояжах (1886, 1888, 1890 и 1894 годов), и его акварели дают представление о тех идиллических пейзажах, в которых проходил отдых семьи Александра III, атмосфере гармонии и покоя, окружавшей путешественников во время движения маленькой эскадры вдоль живописных финских берегов, а также о неизменном энтузиазме, с которым местное население, движимое в равной степени верноподданническими чувствами и любопытством, встречало русского царя.

Виртуозное владение акварельной техникой позволяло Альберту Бенуа работать очень быстро и точно, запечатлевая как мгновенные эффекты освещения, так и конструкцию судов эскадры с их сложной оснасткой. И нет ничего удивительного в том, что искусство Альберта Бенуа нашло в лице Александра III истинного ценителя и мецената, а его работы приобретались для императорского собрания.

Юлия Солонович. Морские путешествия Александра III  в Данию и Финляндию // Александр III. Император и коллекционер. СПб, 2019. C. 143–144.

Кирпичный маяк построен в северной точке острова Глосхольм архипелага Пеллинки (недалеко от города Порвоо) в 1832 году по указу Николая I. Подробнее о маяке


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: