Коллекция Государственного Русского музея

1829–1898

Портрет Н.А. Добролюбова

Издание А.Э.Мюнстера «Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей» (СПб, 1859–1864). 1862


Включает в себя 200 литографических портретов и биографии изображенных. Литографии исполнил П.Ф.Борель по оригиналам фотографий из мастерских С.Л.Левицкого, Г.И.Деньера, К.-А. Бергнера, «Гох и Ко» и других. Издание выходило тетрадями, по 4 портрета в каждой. Переиздавалось в 1865 и 1869 годах. В Русский музей поступило из Государственного Эрмитажа в 1930, ранее в собрании великого князя Александра Николаевича (1818–1881).

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик, поэт, публицист. Представитель «революционной демократии». 

С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 вел сатирический отдел «Свисток».В 1857 году блестяще окончил институт, но за вольнодумство его лишили золотой медали.

Короткая жизнь Добролюбова (умер от туберкулёза в 25 лет) сопровождалась большой литературной активностью. Печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», содержали в себе острые общественно-политические высказывания, в том числе касающиеся Николая I. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы. Первым употребил термин реализм как обозначение художественного стиля.

Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы, а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено.

Автор нескольких педагогических трудов. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Решительно осуждал физические наказания. Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: