Вид Серебренических бань и окружностей их в Москве
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид Серебренических бань в Москве». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 39 х 66,3; л.: 54,7 х 77; д.: 49 х 73
- Гр.-31618
Пост. от М. И. Терещенко
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В «Виде Серебренических бань в Москве», возможно, изображено гулянье на 23 июня, в день святой Агриппины, или Аграфены Купальницы, когда, по старинному обычаю, праздновали солнцеворот и устраивали «общее купанье с песнями». Делабарт пишет «скатистые» берега Яузы, спускающиеся к реке сады, речную заводь, где помещаются купальни для простого народа: в отдалении – мужские, на переднем плане – женские, и где множество купальщиц разных возрастов и обличий предаются подобающим случаю «упражнениям». Восходящая к «Русским баням» Лепренса, делабартовская сцена лишена их легкомысленной игривости и дразнящей чувственности. Женские фигуры на первом плане справа – прачки, принесшие узлы с бельем, две из них – совсем уж не молодых лет и отнюдь не идеальных пропорций, изготовившиеся войти в воду и прихватившие березовые веники, – изображены с необычной для француза грубоватой откровенностью. При всем том это никак не сцена из «низкой действительности». Группа молодых женщин в праздничных сарафанах и головных уборах и сопровождающих их мужчин, остановившаяся поодаль от купающихся и, кажется, занятая пением, придает происходящему характер обрядового действа.
Изображенная местность называлась Серебреники (Серебряники) – по слободе монетчиков, расселившихся в XVII веке при Старом денежном дворе на Яузе.
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.