- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Периоды
- Первая половина XIX века
Первая половина XIX века
Медиатека
«Я и картина» - это курс-путешествие, знакомящий с шедеврами Русского музея
В этом путешествии вы познакомитесь с двумя картинами выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского и увидите, как мастерски может представлять художник морскую поверхность в различном ее состоянии.
В этом путешествии вы познакомитесь с одной из самых больших и самых известных картин в коллекции Русского музея - “Последний день Помпеи”. Вы узнаете трагическую историю древнего города Помпеи, которая вдохновила художника. Вы узнаете о нескольких загадках великой картины.
Тема семинара – тифлокомментирование скульптуры.
Тема семинара – тифлокомментирование памятников архитектуры и архитектурных пространственных ансамблей.
Лекция посвящена вопросам реставрации «кабинетной» скульптуры Петра Клодта из собрания Русского музея.
Данная лекция основана на материалах выставки «Александр III. Император и коллекционер», проходившей в Русском музее в 2020 году. Тематически лекция посвящена коллекции декоративно-прикладного искусства, собранной Александром III.
Его пристрастия и личный вкус, как императора-коллекционера, явились определеяющими в отборе состава коллекции.
Основой для данной лекции послужили материалы выставки «Реализм: вчера и сегодня. Искусство и правда», которая проходила в филиале Русского музея в испанском городе Малага и представила историю русского реалистического искусства начиная с XVIII века.
Вторая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
Первая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена особенностям экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
Программа создана к выставке "К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды", проходившей в Русском музее в конце 2019 - начале 2020 года.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
В лекции Григория Наумовича Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII – I половины XIX века Русского музея, рассказывается о празднике «Волшебство Белой розы», который состоялся во дворце Потсдама летом 1829 года, когда Николай I впервые выезжал за пределы России в качестве самодержца. Праздник был приурочен ко дню рождения императрицы Александры Федоровны.
Лекция посвящена персонажам, изображенным на картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге».
Лекция Григория Наумовича Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — I половины XIX века Русского музея, посвящена выставке Русского музея из цикла «Сага о династии Романовых» - «Николай I», которая проходила в Русском музее в 2019 году.
Лекция, посвященная проблеме света в искусстве, входит в авторский цикл Светланы Бирюковой - искусствоведа, заведующей отделом "Центр мультимедиа Русского музея".
Лекция является частью цикла, подготовленного к открытию выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея».
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Михайловском замке с 13 февраля по 12 июня 2019 года
Данная лекция из цикла, который знакомит зрителей с выставкой «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», посвящена технологическим особенностям отечественного текстильного производства.
Лекция Ольги Алексеевны Кривдиной посвящена второму этапу в истории скульптурного класса Академии художеств - периоду с начала XIX века до 1917 года.
Лекция Светланы Владимировны Бирюковой, заведующей отделом Центр мультимедиа Русского музея, посвящена роли света в русском искусстве. Она была прочитана для педагогов и родителей, занимающихся с детьми по игровой компьютерной программе «Светлячки».
Лекция даёт возможность познакомиться с экспонатами выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», которая проходила в Русском музее в конце 2018 - начале 2019 годов.
Творчеству замечательных мастеров Петра Клодта и Ивана Витали посвящена данная лекция о российской скульптуре XIX – начала XX веков из авторского цикла Ольги Алексеевны Кривдиной, ведущего научного сотрудника Русского музея.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 22 декабря 2016 по 20 марта 2017 года. Выставка включает живописные и графические произведения мастера из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника "Петергоф", Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, а также из других музеев России.
Фильм создан на основе ряда артефактов XVIII века и картины В. Истомина из собрания Русского музея «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года» 1801 года.
Фильм рассказывает о творчестве И.К. Айвазовского, прославленного живописца, художника Главного Морского штаба. Его картины бушующего моря, морских сражений, Вселенского потопа широко известны, однако задумывались ли мы о том, какими средствами передает мастер стихию воды.
Фильм посвящен жизни и творчеству выдающегося мастера пейзажной живописи, который после блестящего окончания императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге получил право на продолжительную поездку в Италию для усовершенствования в своем мастерстве, где и оставался до конца жизни.
Фильм рассказывает о путешествии в Европу в 1781-1782 годах великих князей Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны.
Личность Петра долгие годы вдохновляла художников на создание монументальных памятников искусства. Со многими из них, украшающими города России и Европы, можно познакомиться в интерактивной программе «100 памятников Петру I». Программа подготовлена к временной выставке Русского музея «Петр Первый. Время и окружение», проходившей в 2015-2016 годах в рамках проекта «Сага о династии».
В фильме демонстрируется светский лубок XVIII – начала XX веков из собрания Государственного Русского музея в форме анимации. Представлены следующие техники: гравюра на металле, литография, хромолитография.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки Русского музея «Великий князь Павел Петрович» (24 декабря 2014 - 10 мая 2015 года).
В 1846 году живописец Главного морского штаба И.К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году.
Фильм о женском народном костюме в России XVIII-XX веков подготовлен Русским музеем к одноименной выставке, проходившей в 2014 году.
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А.Гусева, на основе высокоточной съемки картины Г.Г. Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» существенно расширяет представление о николаевской эпохе, знакомит с персонажами уникального группового портрета.
Фильм посвящен важному событию в истории России и Русской Православной церкви – перенесению 9 июня 1798 года особо почитаемой реликвии – чудотворной иконы Тихвинской Божией матери из церкви Рождества Богородицы Тихвинского монастыря в Успенский собор в Тихвине после окончания его ремонта и обновления росписей. Картина художника Василия Истомина, исполненная в 1801 году, запечатлела это торжественное событие, подробно описанное в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Виртуальный тур создан на основе временной выставки Русского музея «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (5 марта - 12 мая 2014 года). В программе представлены праздничные костюмы жительниц Европейской России - от Архангельска до Воронежа и от Пскова до Нижнего Новгорода, а также живописные произведения из коллекции музея (Д.Г. Левицкого, К.Б. Венига, Ф.А. Малявина, К.А. Коровина и др.).
Мультимедийный фильм посвящен самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837) с использованием 3D-моделирования.
Интерактивная программа посвящена самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837).
Фильм создан к выставке "Павел Михайлов. Путешествие к Южному полюсу", проходившей в Русском музее в 2013 году.
Диск содержит мультимедийные ресурсы участников конкурса «Италия в русском изобразительном искусстве», который проводился в 2011 году Русским музеем среди посетителей и руководителей виртуальных филиалов Русского музея. Мультимедийные интерактивные программы, фильмы и презентации созданы школьниками, студентами и сотрудниками виртуальных филиалов Русского музея из Барнаула, Всеволожска, Гомеля, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Тагила, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери и Тулы. В них использованы произведения Русского музея и региональных собраний, в которых нашла отражение тема русско-итальянского культурного наследия.
Разработанная отделом новых технологий интерактивная программа для выставки «Неизвестный и знаменитый Карл Брюллов» позволяет познакомиться с некоторыми аспектами атрибуционной практики, прикоснуться к одной из самых увлекательных и сложных областей музейной работы.
Фильм представляет коллекцию религиозного лубка Русского музея. Это листы, которые в крестьянском и низовом городском быту должны были заменить собою дорогостоящие иконы. Функциональная и иконографическая близость иконе позволяет рассматривать духовный лубок как целостное самостоятельное явление.
Программа подготовлена отделом народного искусства и представляет собой большой каталог произведений народного искустсва и электронный путеводитель по выставочным залам народного искусства в Русском музее.
Русская бытовая живопись поражает своей широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня. Бытовой жанр показывает зрителю не только тягости крестьянской жизни, но и очарование повседневности. В фильме В.А. Гусева речь пойдет о картинах таких художников как А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин и других.
Фильм посвящен коронационным альбомам российских императоров.
Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка».
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
Этот фильм посвящен особенной категории художников-пейзажистов, которые писали свои работы во время дальних экспедиций, военных походов или путешествий. Такие художники нанимались специально для фиксации увиденных просторов или запечатления военных походов. Среди таких мастеров П.Н.Михайлов, который с командой Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева добрался до Антарктиды, П.П.Свиньин, который много путешествовал, в том числе по Америке, одним из итогов его путешествий стало издание альбома с видами России, а также М.М.Иванов, запечатлевший путешествие императрицы Екатерины II в 1785 году.
Данная программа подготовлена к одноименной выставке в Русском музее и посвящена пивной теме в искусстве. Столетиями пиво служило русским художникам музой, моделью, было источником сюжетов, прообразом цвета и формы, задавало произведениям специфический пивной эмоциональный тон. Разные моменты изготовления и употребления пива вызывали потребность запечатлеть, воспеть, обобщить, поразмыслить.
Мультимедийный фильм представляет один из проектов реконструкции и реставрации Большого двора Михайловского (Инженерного) замка. 3D-реконструкция Большого двора уникального здания дает возможность увидеть, как на протяжении двух столетий менялся характер его облика.
Восстанавливая интерьеры Строгановского дворца Русский музей сталкивался с утратами различного рода, среди таких утрат были плакетки, выполненные Веджвудской мануфактурой для камина в одном из парадных залов дворца.
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Фильм рассказывает о выставке «Картина. Стиль. Мода», раскрывающей тему проявления стиля и моды в произведениях изобразительного искусства.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
В интерактивной игре детям предлагаются традиционные для игр-квестов задания и оригинальные мини-игры, разработанные на основе произведений русских живописцев XVIII-XX вв.
Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.
В фильме рассказывается об истории Тверского императорского путевого дворца.
Интерактивная программа разработана к одноименной выставке, посвящена истории основной денежной единице России. Электронный каталог включает монеты и казначейские билеты, находившиеся в обращении в период с 1704 по 1991 годы (всего около 30 изображений), краткие исторические справки. Данная программа позволяет увеличить рассмотреть в деталях лицевую и оборотную стороны монеты (аверс и реверс) в интерактивном и автоматическом режиме.
Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает зрителям о трех выставках Русского музея, которые музей открыл в 2007 году: «Времена года» (корпус Бенуа), «Врубель. К 150-летию со дня рождения» (корпус Бенуа) и «Гербарий любви» (Михайловский замок).
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
В этом фильме директор Русского музея В. А. Гусев расскажет зрителям о двух выдающихся художниках, связанных ближайшим кровным родством. Речь пойдет об Андрее Ивановиче Иванове и его сыне Александре Андреевиче Иванове.
В этом фильме рассказывается о крупнейшем русском пейзажисте XIX века — Сильвестре Феодосьевиче Щедрине — художнике, в творчестве которого пейзаж перестает быть бездушным стаффажем, а становится главным героем произведения и обретает портретные, узнаваемые черты. Выпускник Академии художеств, окончивший ее с золотой медалью и получивший за это право на обучение за границей, уехал в Италию. Там он прожил большую часть жизни, умер и был похоронен на городском кладбище маленького приморского городка.
Программа представляет произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея и Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, объединенные эпохой Екатерины II - парадный портрет, фарфор, монументальную и портретную скульптуру.
Программа посвящена творчеству Александра Андреевича Иванова (1806-1858), во многом определяющего лицо русской национальной школы живописи, великолепного рисовальщика, мыслителя.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев вновь обращается к долгосрочной программе Русского музея «Россия», которая дает возможность зрителям, передвигаясь из города в город, из музея в музей открывать для себя все новые и новые истории жизни и творчества иногда удивительно знакомых нам художников, а зачастую многое увидеть и узнать впервые.
Зрители побывают на Волге, где И.Репин написал своих знаменитых «Бурлаков на Волге», в Перми в художественной галерее деревянной скульптуры, а также в Саратове, где жил и работал В.Борисов-Мусатов.
Богатая событиями история нашей страны, отраженная в монументах задуманных, поставленных, разрушенных и вновь рожденных - этот огромный культурный пласт двухвековой летописи русской монументальной пластики представлен на выставке «Забытая Россия».
Фильм посвящен одноименной выставке Русского музея. Директор Русского музея В.А.Гусев расскажет о жанровом разнообразии и богатстве используемых техник таких художников как А. Егоров, В. Шебуев, О. Кипренский, К. Брюллов, Ф. Бруни и А. Иванов. Именно в рисунке наиболее полно и ярко отразились стилистические поиски художников первой половины XIX века.
Женский портрет - это самая привлекательная и загадочная часть творчества многих художников. Два женских портрета легли в основу фильма: «Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» кисти Карла Брюллова и «Портрет Императрицы Марии Федоровны», написанный Владимиром Маковским.
Каслинское литье ‒ техника изготовления скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства из чугуна, а также название народного промысла, существующего в городе Касли Челябинской области с середины XVIII века. Программа знакомит с произведениями из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненными в этой уникальной технике, в том числе рассказывается о чугунном павильоне, созданном уральскими мастерами для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея, историю ее создания, исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.
Фильм рассказывает об уникальной выставке, открывшейся в Русском музее. На стенах выставочных залов в сопровождении традиционных музейных этикеток в строгом порядке развешаны рамы: но без картин!!! Почти всегда, приходя в музей, зрители, как правило, рассматривают только картины. А раму и не замечают, воспринимая ее как неотъемлемую часть картины.
Третий фильм, посвященный выставкам Русского музея "Дорога" и "Религиозный Петербург", знакомит с произведениями живописи и графики из коллекции Русского музея, а также с потаенным уголком Михайловского дворца ‒ церковью Архангела Михаила. В фильме также рассказывается об утраченных храмах Петербурга, о символическом и метафорическом смысле дороги в произведениях русского искусства.
Фильм предлагает побывать на двух выставках Русского музея: "Дорога" и "Религиозный Петербург", побродить среди живописных полотен по тропинкам познания. Переходя из зала в зал, зрители увидят религиозный Петербург XVIII - XIX веков, царственный город, блиставший золочеными куполами и шпилями многочисленных храмов, соборов и церквей.
Фильм рассказывает о развитии русского церковного искусства на протяжении более чем двух веков - от Петра I до Николая II, о русской иконе и храмовых росписях, и о художниках, посвятивших свою жизнь религиозному искусству.
Федор Толстой - скульптор, живописец, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства середины XIX века. Но ярче всего его талант раскрылся в работах по медальерной части. Говоря о Федоре Толстом, часто произносят «он первый». И на самом деле, оказывается, он в своих творческих работах многое осуществлял впервые.
Фильм рассказывает о событиях, приведших к убийству императора Павла I, судьбах членов его семьи после трагедии. Показаны многочисленные документы и художественные памятники той эпохи.
Программа рассказывает о религиозной жизни дореволюционного Петербурга и об истории Петербургских церквей. Основная часть посвящена храмам Петербурга и разделена по периодам правления от Петра I до Николая II. Фотографии храмов сопровождаются биографиями архитекторов и художников.
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Программа знакомит с дворцами и парками, ныне составляющими комплекс Русского музея. Повествование ведется от имени императора Александра III, в память которого был основан Русский музей.
Фильмы об удивительной выставке в Русском музее, знакомящей зрителей с картинами, которые либо крайне редко экспонировались, либо вообще никогда не покидали запасников музея из-за своих больших размеров.
У каждого художника или картины есть свои секреты, в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев приоткроет завесу тайны. Зрители узнают тайну происхождения О.А.Кипренского и его автопортретов, познакомятся с участниками школы Венецианова, а также с героями картины Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу».
Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной французскому влиянию на жизнь Петербурга XVIII-XX веков.
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) родился в семье художника. Его отец - Андрей Иванович Иванов был профессором Академии художеств, где и прошла вся первая половина жизни его сына. По окончании Академии молодой человек, тщательно изучивший образцы классического искусства, хранившиеся в Эрмитаже, галерее Строганова, других частных собраниях, отправился в Италию. Там было все: творческие открытия, радости и печали, странные встречи, дружба с Н. В. Гоголем и внутреннее одиночество. И главное - работа над огромным полотном "Явление Христа народу".
Первый фильм из цикла передач, посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга. В этом фильме представлен один необычный день из жизни Русского музея. Зрителя ждет увлекательный рассказ директора Русского музея В.А.Гусева про историю появления Летнего сада в составе комплекса Русского музея, а также про экспонаты выставки «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».
Фильм снят по материалам и на основе выставки Русского музея «Я Петербург люблю...», которая прошла в 2003 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. В самой идее выставки нашли отражения ключевые антагонизмы русской культуры: "Москва-Петербург", "Россия-Запад".
Со второй половины XVIII века отношения между Санкт-Петербургом и Италией не были исключительно официальными и не состояли только из дипломатических миссий, делегаций и обменов подарками между царствующими особами. Тесное переплетение нитей родственных связей между Россией и Италией позволяет установить интересные факты, связанные с художниками и людьми, изображенными на картинах, заказчиками и посредниками, а также с судьбой самих произведений.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Над «Медным Змием», своим самым большим полотном, которое стало программной работой - отчетом академического пенсионера о пребывании в Италии, Федор Бруни трудился в течение четырех лет. В картине воплощена драматическая ситуация в жизни еврейского народа, описанная в Библии. Мрак и безысходность царят в этом полотне, отражая, видимо, настроение части общества николаевской России 1840-х годов. «Медный змий», пожалуй, самая большая по величине среди станковых картин первой половины XIX века, полотно имеет размеры 11 на 9 метров. В 2000 году начались реставрационные работы по восстановлению картины, сейчас "Медный змий" занимает свое историческое место в постоянной экспозиции музея.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Начало XIX столетия по праву называют "золотым веком" русской живописи.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Этот фильм – продолжение знакомства с коллекцией Государственного Русского музея, размещенной на основной экспозиции в Михайловском дворце. Особое внимание в фильме уделено убранству дворцовых залов, скульптуре, изделиям народного искусства, выставленным в залах музея, а также другим предметам искусства из запасников, которые экспонируются на многочисленных выставках, организованных Русским музеем.
Фильм–прогулка по Русскому музею, во время которой зритель знакомится с первыми русскими портретами – «парсунами» петровского времени, шедеврами XVIII века, а также романтическим портретом XIX века.
В фильме рассказывается о жанровом разнообразии скульптурных изображений и способах достижения особой выразительности скульптурных композиций.
Фильм рассказывает об истории зарождения портретного жанра, знакомит с существующими видами портретных изображений, о способах передачи неповторимых, индивидуальных черт внешности и характера.
Фильм знакомит с ярким, богатым миром русского народного творчества, произведениями неизвестных народных мастеров: архитектурой русской деревни, убранством крестьянской избы, предметами быта, костюмом, игрушкой, деревянной скульптурой.
Этот фильм посвящен живописному роману, созданному Орестом Кипренским - роману в портретах.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Одна из первых работ Ореста Кипренского - портрет Адама Швальбе (1804 г.). Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в.
Великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский был одаренным художником и рисовальщиком, хотя в этом его считают любителем. "Путешествие сделало меня художником" - сказал о себе Жуковский. Фильм рассказывает о его жизни и рисунках, сделанных во время путешествия по России с цесаревичем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II, наставником которого был поэт.
Александр Иванов, приступая к работе над полотном, хотел, чтобы произведение заключало в себе общечеловеческие идеи, было созвучно современности. Двадцать пять лет работы над картиной - это годы беспрерывных исканий, изменений, усовершенствований. В конце концов, он буквально спрятался за своим огромным полотном, боясь возвращения в Россию - там его уже не ждали...
Фильм рассказывает об одном из залов Мраморного дворца, переданного Русскому музею в 1992 году - о Белом (Готическом) зале. Представлена история его создания и биографии владельцев, показаны результаты современной реставрации и сегодняшний облик зала.
“Карл Росси родился в Италии и жил в бедной семье. Папы у него не было, а мама была танцовщицей. Работала она очень много, а денег получала очень мало. И заниматься своим сыном ей было совсем некогда. И тогда Карл часто уходил на берег моря и сидел и смотрел на проходящие мимо корабли. И он мечтал о том времени, когда станет взрослым и богатым человеком и сможет построить для своей мамы собственный театр...”
“Много лет назад жил художник. Звали его Алексей Гаврилович Венецианов. А предки его приехали из Венеции. Когда они приехали из Италии, их здесь многое удивляло. Они не могли понять, как можно жить в такой холодной стране, где такая долгая зима, такое короткое лето. А самое было удивительное, что в их имении поселился домовой, и звали его Филя...”
“Карл Брюллов приехал на раскопки города Помпеи и хотел увидеть, что же в этом городе было тогда, много веков назад, когда еще город жил своей обычной жизнью, но никак он не мог этого представить, потому что вокруг были камни, развалины, остатки старых зданий. И тогда Брюллов подошел к порогу одного дома, достал свое волшебное зеркало. И это зеркало как бы ожило. И он увидел прекрасный город Помпеи, он увидел прекрасных людей...”
“У одного человека были сыновья Федор, Александр и Иван. А был еще один сын, Карл, которого он любил больше всего. И, когда умирал, завещал ему волшебное зеркало. Взял это волшебное зеркало Карл и спрятал у себя в груди. Прошло несколько дней, и в Академии художеств ему дали задание нарисовать картину из древней истории, но только так, чтобы там все было, как в реальной жизни...”
“В одном маленьком городе жил мальчик. Он очень любил рисовать. И однажды он нарисовал прекрасную картину на стене своего собственного дома. Он думал, что родители будут страшно рады. Но когда они вернулись и увидели, что вся белая стена изрисована черным углем, они страшно расстроились... Прошло много лет, и мальчик стал известным художником. А звали его Иван Константинович Айвазовский.”
В 1820-1830-х годах в русской художественной жизни происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений. На этой волне была создана первая в России частная художественная школа, инициатором и идеологом которой стал Алексей Венецианов (1780-1847).
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. Он известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни "бедных людей": горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан, создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени.
Рассказ о главном произведении Григория Чернецова - огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832-1837).
Фильм «Земная жизнь Христа» откроет даже для непосвященных тысячелетнюю историю русского Христианства. В библейских сюжетах – вечные ценности, нравственные искания, которые во все времена будоражат душу человека.
В чем притягательная сила живописного портрета, что такое портретное сходство и каким бывает портрет, - об этом и многом другом вы узнаете из этого фильма.
В 1999 году Русский музей получил поистине бесценный дар - огромную коллекцию произведений русского искусства, собранную братьями Яковом и Иосифом Ржевскими. Она представлена в Мраморном дворце полностью и постоянно, и каждая вещь в ней достойна отдельного увлекательного рассказа. Об истории замечательной петербургской семьи, о судьбе коллекционеров и их коллекции рассказывает этот фильм.
Проходя по залам музея, Вы совершите уникальное путешествие по времени, по многовековой истории России
Представленные фильмы помогут узнать и увидеть то, что обычно скрыто от глаз посетителей, заглянуть в реставрационные мастерские Русского музея, посмотреть, как реставрируются гигантские живописные полотна "Последний день Помпеи" К.Брюллова, "Медный змий" Ф.Бруни, "Христос и грешница" Г.Семирадского.
Вы познакомитесь поближе с уникальной музейной профессией, которая требует от человека редкого сочетания таких качеств, как усидчивость, кропотливость - и смекалка, выдумка, умение решать неординарные задачи; навыков инженера, знания химии, физики - и интуиции художника, способности к творчеству.
Фильм представляет картину Брюллова К.П. «Последний день Помпеи» и рассказывает об истории создания полотна, исторических документах, личных впечатлениях художника, посетившего Помпеи.
Фильм о живописце Иване Айвазовском.
Алексей Венецианов параллельно со службой в одном из департаментов занимался живописью. Посещал классы Академии художеств как вольноприходящий, получив в 1811 году звание академика живописи. Он пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых его картин - "Гумно".
Фильм посвящен творчеству выдающегося русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, непревзойденного мариниста, талантом и скоростью работы которого восхищались современники. До Айвазовского в России так море не писал никто.
Документальный видеофильм рассказывает об истории строительства дворца и создании коллекции русского изобразительного искусства Государственного Русского музея. Показаны лучшие полотна экспозиции.
Программа представляет более 250 произведений искусства, раскрывающих одну из самых постоянных страстей человека - страсть к игре в самых разных её проявлениях.
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Цикл телевизионных фильмов о наиболее значительных произведениях из коллекции Русского музея, который был записан в 1996—2003 годах для канала ОРТ. Ведущий ‒ актер Виктор Татарский ‒ знакомит с произведениями искусства, с историей их создания и с эпохой, в которую они были написаны.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Художественные наслаждения графа П.С.Строганова: архитектура собрания и замысел выставки 2019 года
С. О. Кузнецов
12 сентября 2019Цикл лекций к выставке "Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея"
Н. И. Ковалева, М. А. Сорокина
19 февраля 2019Лекция "Страницы истории скульптурного класса Императорской Академии художеств 1757–1917". Часть 1
О. А. Кривдина
02 октября 2018Лекция «Морские сражения на полотнах И.К. Айвазовского»
А.В. Прозорова, О.К. Цехановская
21 февраля 2017Лекция «И.К. Айвазовский – художник Главного Военно-морского штаба»
А.В. Прозорова, О.К. Цехановская
07 февраля 2017Лекция «Украшения как часть народного костюма»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
06 октября 2015Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
20 марта 2015Лекция "Костюмы и мундиры. Вопросы атрибуции русской портретной живописи конца XVII – начала XIX веков"
С. В. Моисеева
03 апреля 2014«Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова
А. А. Курбановский
17 октября 2013Лекция «Явление примитива в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.»
А.В. Прозорова
19 марта 2013Другие ресурсы
Виртуальная выставка "1812 ГОД" в разделе "Художественная галерея"