Коллекция онлайн

Над сатирической графикой на тему войны 1812 года работало около сорока художников. Печатавшиеся большими тиражами, их произведения предназначались самой широкой публике. В зависимости от качества раскраски оттиски имели различную стоимость: от 1 до 5 рублей за лист. Таким образом, сатирические картинки предназначались для народа, в широком смысле этого слова, хотя мало кто из простого люда мог позволить себе иметь их в доме. В основном их покупателями были представители средних и высших сословий.

Всего за 1812–1814 годы в России разными издателями было напечатано свыше 200 антинаполеоновских сатирических листов. Многие из них до сих пор остаются безымянными и отличаются между собой явно выраженными индивидуальными особенностями исполнения. И все же все эти листы, как и столь различные между собой произведения Венецианова, Теребенева и Иванова, объединяет одно очень важное качество — они посвящены русскому народу. Народу-освободителю, народу-защитнику, народу-носителю вековой мудрости. И в этом главное отличие русской антинаполеоновской карикатуры от карикатуры европейской. Все, на чем сосредоточилась английская антинаполеоновская карикатура, а вслед за ней карикатура прусская и итальянская, это высмеивание личности, поступков, политических жестов Наполеона. Русская сатирическая графика изначально исполняла другую задачу: не просто высмеять врага, а сплотить все слои русского общества в единый народ перед его лицом. Вот почему, на наш взгляд, с легкой руки первого исследователя русской гравюры Д. А. Ровинского, включившего русские сатирические листы на войну 1812 года в свой труд «Русская народная картинка», за ними прочно закрепилось звание «народной картинки 1812 года». Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: