Коллекция онлайн

1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.

Крестьянин Иван Долбила

1812


Разнообразно по темам, сюжетам, жанрам и техникам Отечественная война 1812 года отразилась в русской графике, — откликавшейся на современность быстрее и злободневнее в силу импровизационных возможностей, широкого выбора изобразительных и выразительных средств.

Пожалуй, первой реакцией на агрессию Бонапарта стала политическая карикатура: начало серии комиксов положили отпечатанные в Москве по распоряжению графа, генерал-губернатора и московского главнокомандующего Ф. В. Ростопчина две картинки «Русcкий ратник Иван Гвоздила» и «Русский милицейский мужик Долбила». Листки работы неизвестного художника исполнены в духе народного лубка с его гротескным рисунком и яркой цветовой раскраской. Надписи на картинках нарочито архаичны и простонародны: Иван Гвоздила колет «басурманина», Долбила добивает повергнутого на землю «мусью». Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 9.

Настроение общества, очнувшегося от многолетнего рабского поклонения чужой культуре, хорошо выразил А. С. Пушкин в «Рославлеве»: «Вдруг известие о нашествии и воззвание государя поразили нас. Москва взволновалась. Появились простонародные листки графа Ростопчина; народ ожесточился. Светские балагуры присмирели; дамы вструхнули. Гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный верх, и гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски; все закричали о Пожарском и Минине и стали проповедовать народную войну…». Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 21.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: