Коллекция онлайн

1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.

Большая французская армия...

1813


Расцвет политической сатиры на темы нашествия на Русь «двунадеся языков» связан, прежде всего, с творчеством Алексея Венецианова, Ивана Теребенева и Ивана Иванова. Главный герой их карикатур Наполеон («Мыльные пузыри», «Русская пляска», «Бегство Наполеона», «Проезд высокого путешественника от Варшавы с ощипанным орлом и ознобленным мамелюком») хорошо узнаваем по невысокой, плотной фигуре, форменной одежде и знаменитой «наполеоновской» треуголке, однако же, естественно, лишен всякого величия, романтической загадочности и характерных «высоких дум» на челе.

Рисунки Ивана Теребенева и Алексея Венецианова тиражировались в гравировальных техниках, близких традиционному народному лубку, и в классической манере офорта. Сатирические листки, часто раскрашенные от руки, стоили дорого, но тем не менее получили широкое распространение. Их продавали в магазинах и книжных лавках Петербурга и провинциальных городов. Объявления о выходе новых оттисков публиковали в газете «Санкт-Петербургские ведомости», их выставляли в витринах книжных лавок, около которых неизменно толпился народ, обсуждая волнующие сюжеты. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 9-10.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: