Коллекция Государственного Русского музея

1780, Санкт-Петербург – 1815, Санкт-Петербург

Наполеонова слава

1813


Если пальма первенства издания карикатур в России принадлежит А. Г. Венецианову, то в успехе, плодовитости и популярности карикатуриста войны 1812 года никто не может соперничать с И. И. Теребеневым. Первые сатирические листы Теребенева вышли не ранее января 1813. Лучшие из них не столько высмеивают Наполеона и его солдат, сколько прославляют подвиги русских.

В работах Теребенева четко прослеживается его приверженность классицизму, а также верная рука скульптора. Причудливое сочетание неотъемлемых приемов карикатурного жанра (гипербола, утрирование форм, шарж) и строгой классической взвешенности композиции делает листы Теребенева непревзойденными по красоте и почти плакатной выразительности.

Отличительной чертой листов Теребенева (в большинстве случаев) является наличие в них сочиненных им самим развернутых пояснительных текстов в форме реплик персонажей, стилизованных под простонародную речь. Прекрасный стилист, чутко уловивший самобытность подлинной народной картинки XVIII — начала XIX века, часто сосредоточенную именно в ее остроумном тексте, он эффективно использовал свой литературный дар в собственных «лубках». С конца 1813 года офорты Теребенева стали излюбленными примерами для многочисленных подражаний не только в России, но и в Западной Европе.

Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 22-23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: