Проект памятника Г. А. Потемкину-Таврическому
После 1826
- Гравюра резцом. 51,5 х 40,8
- Гр.-39630
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Потемкин-Таврический Григорий Александрович (1739–1791) — выдающийся государственный и военный деятель, ближайший сподвижник Екатерины II. Получил титул светлейшего князя за присоединение Крыма к России (1783), способствовал созданию Черноморского флота, основанию нескольких городов, в том числе Херсона. Главнокомандующий русской армией в период русско-турецкой войны (1787–1791).
Идея создания потемкинского монумента возникла еще в 1791 году, когда, отмечая заслуги светлейшего князя в турецкой кампании, Екатерина II повелела Сенату, помимо других наград, установить ему памятник в том месте, где он сам пожелает. Затем, уже после смерти Потемкина, императрица повторила свою высочайшую волю, на этот раз повелев «воздвигнуть монумент в г. Херсоне, им построенном»*. Однако замысел этот не был осуществлен <...>
Осуществить задуманное удалось лишь новому губернатору Новороссийского края князю М. С. Воронцову, который 17 ноября 1825 года писал управляющему Министерством внутренних дел В. С. Ланскому: «Милостивый государь, Василий Сергеевич! С самого вступления моего в управление Новороссийскими губерниями я слышал от многих жителей желание соорудить в Херсоне памятник основателю Новороссийского края покойному светлейшему князю Потемкину Таврическому, подобно тому, как воздвигается таковой в Одессе покойному герцогу де Ришелье. Имея счастье докладывать о сем Государю Императору с представлением рисунков для означенного памятника, сделанных знаменитым нашим художником г. Мартосом, я удостоился лично получить Всемилостивейшее Его Императорского Величества соизволение на исполнение помянутого желания»** .
Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 20.
* РГИА, ф. 1287, оп. 12, д. 126, л. 21, 31.
** РГИА, ф.1285, оп. 8, д. 2152, л. 1–1-об.
Терракотовый эскиз Мартоса, несомненно, возник на первоначальном этапе работы над памятником. Вскоре появилась и гравюра А. Мельникова, основанная на рисунках скульптора и имеющая в левом углу «подпись»: «Сочинялъ Иванъ Мартосъ 1826 года» (Гр-39630). В верхней части этого гравированного проекта было наглядно показано, что центральная фигура будущего монумента по своим размерам значительно превзойдет только что сделанную скульптором статую герцога Ришелье для Одессы, превысит она и знаменитый антик — Геркулеса Фарнезского. В нижнем ярусе были изображены сидящие аллегорические фигуры Марса, Нептуна, Аполлона и Геркулеса, которые, судя по всему, призваны были олицетворять силу и мужество Потемкина, его могущество на суше и на море, покровительство искусствам. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 20-21.
Под изображением слева: Сочинялъ Иванъ Мартосъ 1826 года.; справа: Грав: А: Мельниковъ