Концы полотенца
Костромской уезд, Костромская губерния. Середина XIX века
- Вышивка верхошвом и тамбуром цветной шерстью по льняному полотну. 43,5 х 19,5; 43,5 х 17,5
- В-977; В-978
Пост. в 1938 из Кустарного музея
- Поделиться
Разноречивые чувства пробуждал в народе барский быт. Как нечто диковинное, он вызывал естественное любопытство, порой даже любование, особенно дорогими нарядами. Но сами господа казались чудаками; отношение к ним не лишено насмешливой иронии. Больше всего доставалось военным и барыням.
Остроумно решена эта тема и в вышивке на костромском полотенце. Как объ¬ясняет вышитая надпись: „Ето гулянка въ Екатиговском саду 15го маiя“. Екатерингофский сад в Петербурге с 1824 года и до середины XIX века был местом ежегодных городских гуляний, посвященных наступлению весны. В этих гуляньях участвовали почти все слои населения — от сановников и гвардейских офицеров до разносчиков и нищих. Подробные описания празднеств и имена их участников печатались в газетах.
В вышивке на костромском полотенце дамы и военные с зонтиками и собачками на поводке прохаживаются по парку, условно обозначенному кустиками у их ног. Такую картину можно было увидеть не только в Петербурге, но и в любом маленьком провинциальном городишке. А то и просто сочинить, вдохновившись чьим-то устным пересказом. Автор этой оригинальной вышивки упростил повествовательный сюжет до орнаментального примитива, который, однако, не помешал ему отразить некоторые типичные черты героев. Он показал щеголеватую выправку военных, обрисовал характерную для своего времени одежду — длинные платья и большие капоры дам, военные мундиры с эполетами и орденскими лентами; старался передать индивидуальность лиц — усатых, безусых, с разными глазами и носами. Но для наглядности пояснил надписями, кто изображен: „Его светлость граф Мурад и супруга его. Его сиятель графъ Грано и супруга его…“.