Богоматерь Казанская
Москва. Первая треть ХVII века (до 1638)
- Чеканный с канфарением серебряный позолоченный оклад на полях и венчике, фон оклада и три накладки с надписями на полях серебряные гравированные, с чернью, дерево, ткань, темпера. 28,7 × 24,2 × 2,5
- ДРЖ-2454
- Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале
- Период Древнерусское искусство
- Библейский сюжет
- Поделиться
Памятник принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной святыни, обретенной в 1579 году вскоре после взятия Казани войсками Ивана Грозного.
Особое значение икона Казанской Богоматери приобрела в связи с событиями 1612 года, когда, благодаря ее заступничеству, русские войска под руководством князя Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля.
Образ, представленный на иконе, лишен характерной для типа Одигитрии строгой репрезентативности. Голова Богоматери мягко склонена к младенцу. Лик с каллиграфически выписанными чертами скорее напоминает выражением лики Владимирской на иконах Прокопия Чирина и близких ему мастеров. Охрение светлое, золотистое, с легкой подрумянкой на щеках. С ним мягко сочетаются светло-зеленые чепец и хитон, обрамленные узкой каймой золотого ассиста. Ассист на одежде Христа исполнен тонкими, графически четкими линиями.
Икону отличают отточенный рисунок, выверенные приемы миниатюрного письма, роднящие произведение с работами царских миниатюристов конца ХVI — начала ХVII века.
Не менее замечателен чеканный оклад на полях и нимбе с орнаментом в виде тонких блестящих ветвей с листьями и цветами, кругообразно вьющимися по матовому канфаренному фону. По рисунку и технике он напоминает работы мастеров царских мастерских Московского Кремля, в частности чеканный орнамент фонов на мерных иконах царевичей Ивана Михайловича 1633 года и Василия Михайловича 1639 года (Музеи Московского Кремля). Фон иконы оформлен подобно фону образа «Богоматерь Казанская» (Музеи Московского Кремля), выполненного мастером круга Назария Истомина Савина и происходящего из Архангельского собора Московского Кремля.
На обороте шелковая ткань с надписью: «Образ Пр(е)ч(и)стые Б(огоро)д(и)цы Казанские м(о)ление боярина княз(я) Ивана Ивановича Шюисково поставлен по ево бл(а)говернои кнеигине Марфе Василевъны».
Реставрирована в РМ в 1914 Н. И. Брягиным.
Т. Б. Вилинбахова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 19.