Коллекция онлайн

Канонические Евангелия и Деяния апостолов сообщают лишь немногие сведения о жизни Богоматери (Мф 1: 16; Мк 3: 31; Лк 1: 26–56; Ин 19: 24; Деян. 1: 12–14). Более определенно и подробно история ее жизни изложена в преданиях и апокрифических текстах, среди которых важное место занимает Протоевангелие Иакова, апокриф II века. В нем рассказывается история чудесного рождения Марии от неплодных родителей Иоакима и Анны, происходящих из царского рода Давидова; посвящения ее еще ребенком Богу, введения во храм и пребывания там до достижения 12-летнего возраста. Далее Протоевангелие повествует об обручении Марии старцу Иосифу, также происходившему из племени Давидова, и их скромной жизни в Назарете. О благовестии архангела Гавриила Деве Марии, чудесном зачатии и рождении ею Спасителя говорится в Евангелии (Лк 1: 26–38). 

Евангелисты упоминают о Богородице в рассказе об обрезании младенца, принесении его в Иерусалимский храм, бегстве в Египет и возвращении в Назарет. Согласно каноническим текстам, Мария присутствовала при чуде Христа в Кане Галилейской, где она ходатайствовала перед Сыном за новобрачных, не имевших вина. Наконец, мы видим скорбящую Богородицу стоящей у подножия креста, где ее попечению поручил Христос своего любимого ученика Иоанна. События ее последующей жизни не известны: конец земного пути Марии связывают то с Эфесом, куда переселился Иоанн Богослов, то с Гефсиманией. О смерти Марии и ее вознесении подробно рассказывают анонимные апокрифические сочинения V–VII веков и «Слова», приписываемые Иоанну Богослову и Андрею Критскому. И канонические, и апокрифические источники, при всей их краткости, неизменно подчеркивали человеческое совершенство Пречистой Девы, ее глубочайшее смирение и покорность воле Божией.

Важнейшие события земной жизни Богородицы ежегодно вспоминаются в дни посвященных ей праздников: Рождества Богоматери (8/21 сентября), Введения во храм (21 ноября/4 декабря), Благовещения (25 марта/7 апреля), Рождества Христова (25 декабря/7 января) и Успения Богоматери (15/28 августа). Каждому из них соответствует определенный живописный образ, отразивший как евангельское повествование, так и тексты богослужения этого дня. <…>

В обширной византийской иконографии события земной жизни Христа и Богоматери занимают важнейшее место, а композиционные схемы икон, окончательно сложившиеся в XI–XII столетиях, отличались особой устойчивостью и каноничностью. Поскольку икона праздника содержала и проповедовала ту же истину, что и Евангелие, ее образ призван был не просто иллюстрировать текст, а наиболее полно и догматически точно ему соответствовать. Лаконичность и емкость евангельского слова определили ясность и максимальную выразительность художественного языка праздничных икон, ставших особой формой откровения Божественной реальности. Все внимание зрителя концентрировалось именно на внутреннем духовном содержании образа. Поэтому любая сцена из жизни Богородицы воспринималась как постоянно длящееся сакральное действо, происходящее вне пространства и времени, лишенное всего суетного, беспорядочного и случайного. Каждый жест, деталь, характер одеяний и цвет были наделены глубоким смыслом и соответствовали символическому значению их в богослужении.

Большая часть икон, отражающих земную жизнь Богородицы, входила в состав праздничного ряда иконостаса, расширенного в конце XV века сценами Богородичного цикла. Обычно такой чин начинался иконой «Рождество Богоматери», а завершался «Успением Богоматери». Таким образом, являя зримый образ Божественного домостроительства, эти иконы как бы обрамляли историю воплощения Христа и земной жизни его Матери. Антитеза «рождение-смерть» усиливала драматургический замысел праздничного ряда, уподоблявшегося кругу годового литургического времени, не имеющего начала и конца и длящегося в Вечности. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» СПб, 1995. С. 12-13.

  Земная жизнь Богродицы (студия "Неофит", 2018)


Все произведения
Период:

Всего: 357
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Створка креста-энколпиона Богоматерь Кириотисса
Створка креста-энколпиона Богоматерь Кириотисса
XI–XII век
Богоматерь Умиление (Белозерская)
Богоматерь Умиление (Белозерская)
Первая половина XIII века
Богоматерь Умиление (Старорусская)
Богоматерь Умиление (Старорусская)
Первая половина XIII века
Образок «Успение - Димитрий»
Образок «Успение - Димитрий»
XII век
Деисус
Деисус
Первая половина XIV века
Миниатюра «Поклонение волхвов»
Миниатюра «Поклонение волхвов»
1340
Введение во храм
Введение во храм
XIV век
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Конец XIV века
Панагия
Панагия
Конец XIV века
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Конец XIV – начало XV века
Богоматерь Умиление (Толгская III)
Богоматерь Умиление (Толгская III)
Конец XIV, XVI века
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Начало XV века
Сретение
Сретение
Около 1408
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская
Первая половина XV века
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Первая половина XV века
Иконка «Богоматерь Одигитрия»
Иконка «Богоматерь Одигитрия»
XV век
Пелена «Успение»
Пелена «Успение»
XV век (?)
Рождество Богоматери
Рождество Богоматери
XV век
Сретение
Сретение
Около 1450
Успение Богоматери, с Иоанном Предтечей и архидиаконом Стефаном
Успение Богоматери, с Иоанном Предтечей и архидиаконом Стефаном
XV век
Шедевры
Период:

Всего: 11
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Деисус
Деисус
Первая половина XIV века
Сретение
Сретение
Около 1408
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Первая половина XV века
Царские врата с изображением Благовещения
Царские врата с изображением Благовещения
Конец XV – начало XVI века
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Около 1502–1503
Успение
Успение
Первая половина XVI века
Похвала Богоматери с Акафистом в 24-х клеймах
Похвала Богоматери с Акафистом в 24-х клеймах
Середина XVI века
«Верую» (Символ веры)
«Верую» (Символ веры)
1668—1669
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем
1887
Богоматерь Умиление злых сердец
Богоматерь Умиление злых сердец
1914–1915
Крестьянская семья (Святое семейство)
Крестьянская семья (Святое семейство)
1914
Рекомендуем

Медиатека

Год создания: 2020 | Виртуальный тур | Язык: русский

Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года. 

Год создания: 2006 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями.

Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Виртуальная экскурсия | Язык: русский

Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.

Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре

Другие ресурсы

  Земная жизнь Богродицы (студия "Неофит", 2018)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: