Дева Мария (Богоматерь)
Канонические Евангелия и Деяния апостолов сообщают лишь немногие сведения о жизни Богоматери (Мф 1: 16; Мк 3: 31; Лк 1: 26–56; Ин 19: 24; Деян. 1: 12–14). Более определенно и подробно история ее жизни изложена в преданиях и апокрифических текстах, среди которых важное место занимает Протоевангелие Иакова, апокриф II века. В нем рассказывается история чудесного рождения Марии от неплодных родителей Иоакима и Анны, происходящих из царского рода Давидова; посвящения ее еще ребенком Богу, введения во храм и пребывания там до достижения 12-летнего возраста. Далее Протоевангелие повествует об обручении Марии старцу Иосифу, также происходившему из племени Давидова, и их скромной жизни в Назарете. О благовестии архангела Гавриила Деве Марии, чудесном зачатии и рождении ею Спасителя говорится в Евангелии (Лк 1: 26–38).
Евангелисты упоминают о Богородице в рассказе об обрезании младенца, принесении его в Иерусалимский храм, бегстве в Египет и возвращении в Назарет. Согласно каноническим текстам, Мария присутствовала при чуде Христа в Кане Галилейской, где она ходатайствовала перед Сыном за новобрачных, не имевших вина. Наконец, мы видим скорбящую Богородицу стоящей у подножия креста, где ее попечению поручил Христос своего любимого ученика Иоанна. События ее последующей жизни не известны: конец земного пути Марии связывают то с Эфесом, куда переселился Иоанн Богослов, то с Гефсиманией. О смерти Марии и ее вознесении подробно рассказывают анонимные апокрифические сочинения V–VII веков и «Слова», приписываемые Иоанну Богослову и Андрею Критскому. И канонические, и апокрифические источники, при всей их краткости, неизменно подчеркивали человеческое совершенство Пречистой Девы, ее глубочайшее смирение и покорность воле Божией.
Важнейшие события земной жизни Богородицы ежегодно вспоминаются в дни посвященных ей праздников: Рождества Богоматери (8/21 сентября), Введения во храм (21 ноября/4 декабря), Благовещения (25 марта/7 апреля), Рождества Христова (25 декабря/7 января) и Успения Богоматери (15/28 августа). Каждому из них соответствует определенный живописный образ, отразивший как евангельское повествование, так и тексты богослужения этого дня. <…>
В обширной византийской иконографии события земной жизни Христа и Богоматери занимают важнейшее место, а композиционные схемы икон, окончательно сложившиеся в XI–XII столетиях, отличались особой устойчивостью и каноничностью. Поскольку икона праздника содержала и проповедовала ту же истину, что и Евангелие, ее образ призван был не просто иллюстрировать текст, а наиболее полно и догматически точно ему соответствовать. Лаконичность и емкость евангельского слова определили ясность и максимальную выразительность художественного языка праздничных икон, ставших особой формой откровения Божественной реальности. Все внимание зрителя концентрировалось именно на внутреннем духовном содержании образа. Поэтому любая сцена из жизни Богородицы воспринималась как постоянно длящееся сакральное действо, происходящее вне пространства и времени, лишенное всего суетного, беспорядочного и случайного. Каждый жест, деталь, характер одеяний и цвет были наделены глубоким смыслом и соответствовали символическому значению их в богослужении.
Большая часть икон, отражающих земную жизнь Богородицы, входила в состав праздничного ряда иконостаса, расширенного в конце XV века сценами Богородичного цикла. Обычно такой чин начинался иконой «Рождество Богоматери», а завершался «Успением Богоматери». Таким образом, являя зримый образ Божественного домостроительства, эти иконы как бы обрамляли историю воплощения Христа и земной жизни его Матери. Антитеза «рождение-смерть» усиливала драматургический замысел праздничного ряда, уподоблявшегося кругу годового литургического времени, не имеющего начала и конца и длящегося в Вечности. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» СПб, 1995. С. 12-13.
Земная жизнь Богродицы (студия "Неофит", 2018)