Деисус. Вседержитель
1679
- Дерево, доски цельные, без ковчегов, скрепленные двумя поздними врезными шпонками, паволока, левкас, темпера. 52,2 × 43,8 × 3,3
- ДРЖ-1194
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея; ранее — в собрании графа С. Г. Строганова-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Ратников И. А. (2015)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
1679 годом датируется деисусный чин, исполненный учеником Симона Ушакова Георгием Зиновьевым. На момент его создания Георгий Зиновьев, в прошлом вотчинный крестьянин Гаврилы Петрова сына Островского, был жалованным мастером Оружейной палаты. Летом 1668 года он вместе с другими изографами трудился над иконами для церкви Святителя Григория Неокесарийского на Полянке 13. Сохранилось около 20 произведений его кисти, возникших в период с 1666 по 1700 год.
Ко второй половине XVII века относятся несколько оглавых «чинов», иконография которых восходит к памятникам домонгольской живописи, подобным эпистилию первой трети XIII века (ГТГ). Для оглавых деисусов за авторством изографов Оружейной палаты и ее круга характерно усиление симметрии в композиции центрального образа.
В деисусе Георгия Зиновьева в лике Спаса едва улавливается ракурс, локоны ложатся по сторонам шеи равными прядями, почти одинаковы складки одежд в левой и правой части одеяний.
Надпись на нижнем поле каждой иконы: «Лета 7187 (1679) году писал сий образ зограф Георгии Терентиев с(ы)нъ Зиновиев со учеником Феодором».
П. В. Западалова. «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 67.
Реставрирована в ГРМ в 2015 И. А. Ратниковым.