Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Иисус Христос в русском искусстве

К одному из самых главных христианских праздников (в наступающем году Православная церковь отмечает 2025 год от Рождества Христова), Русский музей подготовил виртуальную выставку, объединившую около 500 произведений XIV—XX веков из своего собрания. В основе виртуальной выставки — материалы уникальной экспозиции «Иисус Христос в христианском искусстве», которую можно было увидеть в залах Русского музея в 2000 году. Она продемонстрировала наиболее значительные произведения древнерусской иконописи и предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна и эскизы росписей знаменитых и менее известных русских художников, гравюры на евангельские сюжеты и предметы церковного богослужения, охватывающие многовековую историю христианства в России.

Подробнее

Теперь эти произведения, большая часть которых оцифрована в высоком качестве, можно увидеть из любой точки России, узнать об изображенном сюжете и об особенностях иконографии. Произведения сопровождают подробные аннотации, подготовленные специалистами Русского музея для каталога упомянутой выставки, давно ставшего библиографической редкостью.

Тематические разделы выставки представляют ключевые события евангельской истории и отражают важные этапы земной жизни Иисуса Христа: Рождество, Сретение, Крещение, Чудеса Христовы, Преображение, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Страсти Христовы, Распятие, Воскресение и Вознесение. Материал расположен согласно последовательности событий в евангельских текстах. В отдельных разделах можно увидеть богослужебные предметы, виды православных святынь и ключевые события из жизни Богоматери (Рождество, Благовещение и Успение).


После принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. Деисусный чин был обязательным в храме. Его изображали на походных иконостасах и складнях – живописных, шитых, резанных из дерева, литых. Образ Христа-Вседержителя – сидящего на престоле, стоящего или изображенного погрудно – один из самых распространенных.

В XVIII веке, после реформ Петра, коснувшихся и изобразительного искусства, русские живописцы ориентировались на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. Они писали полотна на евангельские сюжеты, делали росписи в храмах. В интерьерах новых церквей, наряду с традиционными иконами, все чаще использовались живописные полотна на евангельские сюжеты, написанные профессиональными художниками. В 40-е годы XIX века для росписей в Исаакиевском соборе, одном из центральных в Петербурге, были приглашены, среди других художников, К. Брюллов и Ф. Бруни.

В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Он пишет в Италии „Явление Христа Марии Магдалине“ и свою знаменитую картину «Явление Христа народу», над которой работает более тридцати лет. В 1863 году Н.Ге показал публике «Тайную вечерю», которая вызвала страстные споры. До конца XIX столетия было создано множество полотен на темы, связанные с жизнью Христа. Лучшие художники России (И.Крамской, В.Поленова, Г.Семирадский, И.Репин, В.Васнецов, В. Суриков) посвятили Иисусу Христу не просто отдельные произведения, но целые циклы, а также нередко значительную часть своей творческой биографии. В 1870–1880-е годы многие из них принимали участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве (часть эскизов к росписям хранится в собрании Русского музея). Образ Богочеловека привлекал художников неисчерпаемостью находимых в нем духовных и жизненных смыслов.

В России рубежа XIX—XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема России. После падения Константинополя (второго Рима) Русь оставалась единственной великой православной страной, хранительницей восточно-христианской традиции. Именно в этом качестве она получила обозначение в конце XIX века в народном сознании как „Святая Русь“, спасительница не только русского народа, но и всего православного мира. Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» из собрания Русского музея – одно из характерных отражений мессианских представлений о России на рубеже XIX и ХХ столетий.

В 1900 — начале 1910-х годов в художественной среде, и прежде всего у художников русского авангарда, появляется интерес к народному творчеству и древнерусскому искусству. Многие из них (Н. Гончарова. К.Малевич, В.Кандинский, П.Филонов) на протяжении своей творческой жизни обращались к евангельским темам.

В творчестве художников 1930–1980-х годов, несмотря на цензурные запреты, появлялись картины на библейские темы. Например, Евсей Моисеенко, обращаясь к евангельским сюжетам, писал полотна, в которых христианская символика была выражена метафорическим художественным языком. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Добро и зло, верность и предательство, одиночество перед толпой и властью, нравственные проблемы, актуальные в 1960–1980-е годы не менее, чем столетие назад, находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая их вечную актуальность.


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 561
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Образок «Успение - Димитрий»
Образок «Успение - Димитрий»
XII век
ГРМ
Деисус
Деисус
Первая половина XIV века
ГРМ
Миниатюра «Поклонение волхвов»
Миниатюра «Поклонение волхвов»
1340
ГРМ
Христос Вседержитель
Христос Вседержитель
XIV век
ГРМ
Воскресение (Сошествие во ад)
Воскресение (Сошествие во ад)
XIV век
ГРМ
Образка энколпия створка. Вход в Иерусалим
Образка энколпия створка. Вход в Иерусалим
XIV в. (?)
ГРМ
Преображение и Богоматерь Одигитрия
Преображение и Богоматерь Одигитрия
XIV век
ГРМ
Распятие
Распятие
XIV (XVI?) век
ГРМ
Сошествие во Ад
Сошествие во Ад
Конец XIV века
ГРМ
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Конец XIV – начало XV века
ГРМ
Воскресение – Сошествие во ад
Воскресение – Сошествие во ад
Конец XIV - начало XV, XVI в.
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Конец XIV — начало XV века
ГРМ
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Вторая половина XIV — начало XV века
ГРМ
Плащаница «Христос во гробе»
Плащаница «Христос во гробе»
XV век
ГРМ
Спас Вседержитель («Ярое око») / Спас оплечный
Спас Вседержитель («Ярое око») / Спас оплечный
Конец XIV — начало XV века
ГРМ
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Начало XV века
ГРМ
Крещение
Рублев А., и мастерская
Крещение
Около 1408
ГРМ
Сретение
Рублев А.
Сретение
Около 1408
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Середина XV века
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
XV в
ГРМ
Рождество Богоматери

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Богородицы был установлен в Византии в V веке. Отмечается 8 (21 сентября). Основным источником для иконографии считалось апокрифическое Протоевангелие Иакова. Иоаким и Анна были люди благочестивые, смиренные и милосердные, вся их жизнь была пронизана любовью к Богу и людям. Они дожили до глубокой старости, но не имели детей. В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, поэтому человек, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Иоакиму было особенно тяжело, как потомку царя Давида, так как именно в его роде должен был родиться Христос. Но, несмотря на старость, Иоаким и Анна продолжали молиться и просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. За их терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь даровал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец жизни у них родилась дочь, которую по указанию ангела Божия назвали Марией, что по-еврейски значит «госпожа», «надежда». Родители дали обет посвятить рожденного младенца Богу. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 27.


Период:

Вид искусства:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рождество Богоматери
Рождество Богоматери
XV век
ГРМ
Рождество Богоматери
Рождество Богоматери
XVI век
ГРМ
Рождество Богоматери
Рождество Богоматери
Начало XVI века
ГРМ
Рождество Богоматери, из праздничного чина
Рождество Богоматери, из праздничного чина
1640-е
ГРМ
Пелена. Рождество Богоматери
Пелена. Рождество Богоматери
Вторая половина XVII века
ГРМ
Рождество Богоматери
Рождество Богоматери
Начало XVIII века
ГРМ
Рождество Божией Матери
Вишняков И. Я.
Рождество Божией Матери
Между 10 августа и 20 ноября 1755
ГРМ
Рождество Богородицы
Виги А. К.
Рождество Богородицы
1823-1825
ГРМ
Рождество Богоматери. Рождество Христово. Рождество Иоанна Предтечи. Рождество Николая Чудотворца
Рождество Богоматери. Рождество Христово. Рождество Иоанна Предтечи. Рождество Николая Чудотворца
Первая половина XIX века
ГРМ
Икона двусторонняя «Рождество Богоматери. Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре»
Икона двусторонняя «Рождество Богоматери. Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре»
XIX век
ГРМ
Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы

О явлении архангела Гавриила Деве Марии в доме обручника Иосифа в Назарете с известием о рождении Спасителя человечества говорится в Евангелии от Луки.

«В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, / К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; / И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; / И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Лк. 1, 26–33. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 33.

Праздник установлен в IV веке и отмечается 25 марта / 7 апреля.


Период:

Вид искусства:

Всего: 16
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Благовещение и Успение Богоматери
Благовещение и Успение Богоматери
XVI век
ГРМ
Благовещение
Благовещение
Середина XVII века
ГРМ
Благовещение
Вишняков И. Я.
Благовещение
1755–1756
ГРМ
Благовещение
Бельский И. И.
Благовещение
Не ранее апреля 1789 - не позднее 1792 (?)
ГРМ
Архангел Гавриил (из «Благовещения»)
Боровиковский В. Л.
Архангел Гавриил (из «Благовещения»)
1804–1809
ГРМ
Дева Мария (из «Благовещения»)
Боровиковский В. Л.
Дева Мария (из «Благовещения»)
1804–1809
ГРМ
Благовещение
Боровиковский В. Л.
Благовещение
1810-е - первая половина 1820-х
ГРМ
Благовещение (Дева Мария и Архангел Гавриил)
Боровиковский В. Л.
Благовещение (Дева Мария и Архангел Гавриил)
1824–1825
ГРМ
Свидание девы Марии с Елизаветой
Виги А. К.
Свидание девы Марии с Елизаветой
1823-1825
ГРМ
Архангел Гавриил (из «Благовещения»)
Егоров А. Е.
Архангел Гавриил (из «Благовещения»)
1830-е
ГРМ
Богоматерь (из «Благовещения»)
Егоров А. Е.
Богоматерь (из «Благовещения»)
1830-е
ГРМ
Благовещение: Архангел Гавриил
Нестеров М. В.
Благовещение: Архангел Гавриил
Между 1898 и 1900
ГРМ
Благовещение: Дева Мария
Нестеров М. В.
Благовещение: Дева Мария
Между 1898 и 1900
ГРМ
Благовещение: Архангел Гавриил
Нестеров М. В.
Благовещение: Архангел Гавриил
1899-1900
ГРМ
Благовещение: Дева Мария
Нестеров М. В.
Благовещение: Дева Мария
1899-1900
ГРМ
Благовещение
Воинов С. В.
Благовещение
1916
ГРМ
Рождество Христово. Поклонение волхвов

Рождество Христово

В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи, отмечается 7 января (25 дек. ст. стиль).

Иконография «Рождества Христова» сложилась на основе текстов о рождении Христа Девой Марией, содержащихся в евангелиях (Мф. 1, 18–23; Лк. 2, 1–7), Протоевангелия Иакова, а также текстов Рождественской службы и некоторых апокрифических сочинений. равославии

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, / Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; / И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.

 

Подробнее

Поклонение волхвов

Событие описано в Евангелии от Матфея. Волхвы по замеченной ими на востоке чудной звезде совершили путь в Вифлеем на поклонение младенцу Христу, так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождение Спасителя мира.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока <…> И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, / И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Мф. 2, 1–12. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.


Период:

Вид искусства:

Всего: 33
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Миниатюра «Поклонение волхвов»
Миниатюра «Поклонение волхвов»
1340
ГРМ
Резная икона «Богоматерь на троне и Кирилл Белозерский»
Резная икона «Богоматерь на троне и Кирилл Белозерский»
ХVI век
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Начало XVI в
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Начало XVI века
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Середина XVI века
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Конец XVI– начало XVII в
ГРМ
Рождество Христово
Мастер Михаил, Строгановская школа
Рождество Христово
Конец XVI – начало XVII века
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Середина XVII века
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
XVII век
ГРМ
Собор Богородицы
Собор Богородицы
1680–1690-е
ГРМ
Рождество Христово
Марков И. Г.
Рождество Христово
1701
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
1702
ГРМ
Образок-сердечко «Поклонение волхвов»
Образок-сердечко «Поклонение волхвов»
Середина XVIII века
ГРМ
Рождество Христово
Бельский И. И.
Рождество Христово
Не ранее апреля 1789 - не позднее 1792 (?)
ГРМ
Рождество Христово
Рождество Христово
Начало XIX века
ГРМ
Богоматерь с Младенцем
Кипренский О. А.
Богоматерь с Младенцем
1806–1809
ГРМ
Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов
Боровиковский В. Л.
Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов
Первая четверть ХIХ в
ГРМ
Богоматерь с Младенцем
Боровиковский В. Л.
Богоматерь с Младенцем
1823
ГРМ
Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов
Боровиковский В. Л.
Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов
1823
ГРМ
Богоматерь в окружении ангелов
Боровиковский В. Л.
Богоматерь в окружении ангелов
1824–1825
ГРМ
Сретение. Бегство в Египет

Сретение Господне

Двунадесятый праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по ст. стилю).

В основу композиции положен текст Евангелия от Луки, повествующий о встрече (сретении) в храме младенца Иисуса праведными Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной, что было связано с ветхозаветным законом о посвящении всех первенцев мужского пола Господу, данным еврейскому народу через Моисея и свято соблюдавшимся всеми благочестивыми иудеями (Исх. 13, 2; 22, 29). Эта встреча ознаменовала собой свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии – искупителя мира.

 

Подробнее

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, / Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; / И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Лк. 2, 22–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 81.


Период:

Вид искусства:

Всего: 28
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Сретение
Рублев А.
Сретение
Около 1408
ГРМ
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Первая половина XV века
ГРМ
Сретение
Сретение
Около 1450
ГРМ
Образок. Сретение
Образок. Сретение
XVI в
ГРМ
Сретение, из праздничного чина
Сретение, из праздничного чина
Середина XVI века
ГРМ
Введение во храм. Рождество Христово
Введение во храм. Рождество Христово
Первая четверть XVII века
ГРМ
Богоматерь с Младенцем и Иосиф
Богоматерь с Младенцем и Иосиф
1633–1639
ГРМ
Сретение
Сретение
XVII век
ГРМ
Сретение
Сретение
XVII век
ГРМ
Сретение
Неизвестный гравер
Сретение
1750
ГРМ
Сретение Господне
Бельский И. И.
Сретение Господне
Не позднее середины XVIII века
ГРМ
Сретение
Вишняков И. Я., (?), Михайлов Д., (?)
Сретение
1755–1756
ГРМ
Сретение
Сретение
Начало XIX века
ГРМ
Сретение Господне
Иванов А. И.
Сретение Господне
Не позднее начала 1810
ГРМ
Сретение и Крещение
Сретение и Крещение
1815
ГРМ
Святое семейство. Богоматерь с младенцем
Виги А. К.
Святое семейство. Богоматерь с младенцем
1823 - 1825
ГРМ
Сретение
Сретение
XIX в.
ГРМ
Сретение с Ангелом-хранителем и Иоасафом
Сретение с Ангелом-хранителем и Иоасафом
XIX век
ГРМ
Святое семейство
Рейтерн Е. Р.
Святое семейство
1858
ГРМ
Святое семейство
Шамшин П. М.
Святое семейство
1858
ГРМ
Крещение

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января.

В текстах четырех евангелий повествуется о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей.

Подробнее

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Праздник также носит название «Богоявление», так как при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя). Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 29–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 103.


Период:

Вид искусства:

Всего: 25
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Крещение
Рублев А., и мастерская
Крещение
Около 1408
ГРМ
Крещение, из праздничного чина
Крещение, из праздничного чина
Вторая четверть — середина XV века
ГРМ
Крещение, из праздничного чина
Крещение, из праздничного чина
Середина XVI века
ГРМ
Пелена «Крещение Господне»
Пелена «Крещение Господне»
1580–1590-е
ГРМ
Крещение (Богоявление)
Строгановская школа, Мастер Михаил
Крещение (Богоявление)
Конец XVI – начало XVII века
ГРМ
Воздух. Крещение
Воздух. Крещение
XVII в
ГРМ
Крещение
Оружейная палата. Москва
Крещение
1650-е годы
ГРМ
Крещение
Крещение
XVII век
ГРМ
Крещение
Крещение
Вторая половина XVII в.
ГРМ
Крещение
Крещение
Конец XVII века
ГРМ
Образок-сердечко «Крещение Христа. Бичевание Христа»
Образок-сердечко «Крещение Христа. Бичевание Христа»
Середина XVIII века
ГРМ
Крещение Господне
Волков Р. М.
Крещение Господне
1808
ГРМ
Крещение Спасителя
Иванов А. И.
Крещение Спасителя
1810–1811
ГРМ
Сретение и Крещение
Сретение и Крещение
1815
ГРМ
Явление Христа народу
Иванов А. А.
Явление Христа народу
1834
ГРМ
Явление Христа народу
Иванов А. А.
Явление Христа народу
1836 – не позднее 1855
ГРМ
Богоявление
Неизвестный художник
Богоявление
1839
ГРМ
Голова Иоанна Крестителя
Иванов А. А.
Голова Иоанна Крестителя
1840-е
ГРМ
Голова Иоанна Богослова
Иванов А. А.
Голова Иоанна Богослова
1840–1850-е
ГРМ
Крещение Христа
Гагарин Г. Г.
Крещение Христа
Вторая половина XIX века
ГРМ
Искушение. Проповеди

ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА

Событие описано в евангелиях, где говорится о том, как дьявол приступил к Иисусу, искушая его.

 

Подробнее

„Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, / И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, / И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: „Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею“. Иисус сказал ему: написано также: „не искушай Господа Бога твоего“. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, / И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему“. Мф. 4, 1–11; Лк. 4, 1–13. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 119.

 

ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ РЫБЫ

ПРОПОВЕДЬ НА ГЕННИСАРЕТСКОМ ОЗЕРЕ

Сюжет взят из Евангелия от Луки.
„Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, / Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так-что они начали тонуть <…> Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И вытащивши обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним“. Лк. 5, 1–11. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 119.

 

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ

ПРОПОВЕДЬ О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ

Елеонская гора – одна из гор, лежащих к востоку от Иерусалима, от которого она отделяется Кедронской долиной. Елеонская гора часто упоминается в книгах Нового Завета. На ней Иисус произнес Нагорную проповедь – основу евангельского учения в начале Своего служения и на ней же говорил о Своем втором пришествии незадолго до Пасхи в конце Своего земного пути. Мф. гл. 5; 6; 7; 24; 25. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 119.


Период:

Вид искусства:

Всего: 15
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Страшный суд
Страшный суд
Вторая половина XVI века
ГРМ
Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии
Иванов А. А.
Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии
Середина 1840-х
ГРМ
Проповедь Христа на Геннисаретском озере
Чернецов Г. Г.
Проповедь Христа на Геннисаретском озере
1852
ГРМ
Христос и самаритянка
Верещагин В. П.
Христос и самаритянка
Между 1856 и 1861
ГРМ
Искушение Христа
Суриков В. И.
Искушение Христа
1872
ГРМ
Блудница перед Христом
Аскназий И. Л.
Блудница перед Христом
1879
ГРМ
Христос и рыбаки
Соловьев М. П.
Христос и рыбаки
1884
ГРМ
Христос проповедующий
Соловьев М. П.
Христос проповедующий
1884
ГРМ
Христос, искушаемый дьяволом
Соловьев М. П.
Христос, искушаемый дьяволом
1884
ГРМ
Мечты (На горе)
Поленов В. Д.
Мечты (На горе)
1890-1900-е
ГРМ
«Иди за мною, Сатано»
Репин И. Е.
«Иди за мною, Сатано»
1895 (?)
ГРМ
Послание апостолов на проповедь
Шаховской Н. П.
Послание апостолов на проповедь
Около 1900
ГРМ
За кого Меня почитают люди?
Поленов В. Д.
За кого Меня почитают люди?
1900-е
ГРМ
«Возвратился в Галилею в силе духа» (Христос на Генисаретском озере)
Поленов В. Д.
«Возвратился в Галилею в силе духа» (Христос на Генисаретском озере)
Не позднее 1909
ГРМ
Чудесный улов рыбы
Карасик М. С.
Чудесный улов рыбы
1988
ГРМ
Чудеса Иисуса Христа. Грешница

Чудеса Иисуса Христа (Чудеса Христовы) — ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Это воскрешение Лазаря и дочери Иаира, хождение по водам, чудесный улов рыбы и многочисленные исцеления больных.

Подробнее

Воскрешение дочери Иаира

И исцеление кровоточивой о край одежды Иисуса

Об этих событиях рассказано в евангелиях.

„Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его; / Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, / Сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он вошед взял ее за руку, и девица встала“. Мф. 9; 18–25; Мк. 5; 22–43; Лк. 8; 41–56. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 143.

Исцеление Расслабленного

Сюжет описан в Евангелии от Иоанна.

„Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; / В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; / Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел“.Ин. 5, 2–9. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 143.

Воскрешение Лазаря

Это событие описано только в Евангелии от Иоанна.

„Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. <…> Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет“. Ин. 11, 38–44. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 145.


Период:

Вид искусства:

Всего: 27
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Конец XIV — начало XV века
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
XV в
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Середина XV века
ГРМ
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Первая половина XV века
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Около 1497
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Конец XV - начало XVI в
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
XVI в
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
XVI в
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Мастер Михаил, Строгановская школа
Воскрешение Лазаря
Начало XVII в.
ГРМ
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Конец XVII века
ГРМ
Чудесный улов рыбы
Лосенко А. П.
Чудесный улов рыбы
1762
ГРМ
Оклад с иконы «Исцеление расслабленного»
Оклад с иконы «Исцеление расслабленного»
1798
ГРМ
Исцеление кровоточивой
Исцеление кровоточивой
XIX век
ГРМ
Исцеление расслабленного
Гагарин Г. Г.
Исцеление расслабленного
XIX век
ГРМ
Исцеление слепых
Гагарин Г. Г.
Исцеление слепых
XIX век
ГРМ
Исцеление слепого. Чудо с рыбами
Бейдеман А. Е.
Исцеление слепого. Чудо с рыбами
1860-е
ГРМ
Воскрешение дочери Иаира
Репин И. Е.
Воскрешение дочери Иаира
Конец 1870– 1871
ГРМ
Воскрешение дочери Иаира
Репин И. Е.
Воскрешение дочери Иаира
1871
ГРМ
Нерукотворный образ
Суриков В. И.
Нерукотворный образ
1872
ГРМ
Грешница
Семирадский Г. И.
Грешница
1873
ГРМ
Преображение

Преображение Господне

В текстах трех евангелистов есть рассказ об этом событии.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, / И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Мф. 17, 1–5; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 181.


Период:

Вид искусства:

Всего: 46
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Преображение и Богоматерь Одигитрия
Преображение и Богоматерь Одигитрия
XIV век
ГРМ
Пелена «Преображение Господне и праздники»
Пелена «Преображение Господне и праздники»
Вторая половина ХV века
ГРМ
Преображение
Преображение
XV-XVI века
ГРМ
Преображение
Преображение
XVI век
ГРМ
Преображение
Преображение
XVI век
ГРМ
Преображение, с праздниками в 24 клеймах
Преображение, с праздниками в 24 клеймах
Первая половина XVI века
ГРМ
Богоматерь Знамение, Давид, Соломон, Вход в Иерусалим и Преображение
Богоматерь Знамение, Давид, Соломон, Вход в Иерусалим и Преображение
XVI век
ГРМ
Преображение
Преображение
XVI век
ГРМ
Преображение, из праздничного чина
Преображение, из праздничного чина
Середина XVI века
ГРМ
Преображение
Преображение
Вторая половина XVI века
ГРМ