Воскрешение Лазаря
Поволжье. Конец XVII века
- Дерево, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера. 72 × 52 × 3,5
- ДРЖ-1525
Поступила в 1919 от В.А. Пискуновой
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В конце XVII столетия орнамент активно вводился в стенописи ярославских церквей. Он использовался не только в арках и откосах окон, на подвесных пеленах и полотенцах, украшавших нижние части стен, но и покрывал одежды. В конце столетия декоративное начало возобладало и на иконах в праздничных рядах иконостасов. В этом убеждают три чиновые иконы из неизвестного храма: «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба Господня». При сохранении иконографических схем предшествующего времени в композициях видоизменен ландшафт: очертания горок геометризированы, на их отрогах вырастают деревца и кустики, а на переднем плане на равном расстоянии друг от друга пробивается сквозь землю молодая поросль.
Иконы отличаются великолепным рисунком. Колорит строится на тональных градациях, используются серебряные фоны и прием черневой росписи по серебру.
Мастерство поволжских изографов, удачно сочетавших навыки работы в монументальных формах на стене и умение реализовать себя в небольших станковых произведениях, способствовало их признанию не только на родине и в Москве, но и в исконных художественных центрах Северо-Запада и Центральной России. Не удивительно, что их имена можно встретить среди художников, расписывавших церковь Знамения Богородицы в Новгороде или собор Святой Софии в Вологде.Все три иконы поражают отточенностью живописных приемов. Лики с крупными правильными чертами индивидуальны; в работе над ними мастера используют мягкие темно-оливковые притенения — скобкообразные под нижней губой и овальные вокруг верхнего и нижнего век.
Н. В. Пивоварова, М. В. Федосеева. Живопись городов Верхнего Поволжья XVII века // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 138.